Св. Ефрем Сирин Толкование на книгу пророка Иеремии Глава 24-25
Глава 24.
 
Показа мне Господь, и се, две кошницы. Господь показывает Иеремии в видении две кошницы: одна полна смокв добрых зело, а другая злых зело. И когда пророк сказал, что видит и добрые, и злые смоквы, тогда было к нему слово Господне... рекущее (Иер.24:1-2,4), что одна кошница представляет царя Иехонию, а другая - царствовавшего после него Седекию; Иеремия получает повеление первому возвестить доброе, а второму - злое, потому что царь Иехония внял угрозам Господним, устрашился их и, по слову Иеремии, предал душу свою царю Навуходоносору; но не так поступил царь Седекия, который по гордости сердца своего отступил от царя Халдейского и не соглашался предать себя и народ Халдеям, хотя слышал от Иеремии, что ему и оставшимся в земле своей Иудеям определено переселение. За такое неповиновение пророк под образом кошницы, наполненной худыми смоквами, предрекает городу, царю и всем оставшимся Иудеям, даже тем, которые спаслись бегством в Египет, истребление, пагубу, голод и плен; такими бедствиями еще и прежде угрожал упорному народу великий вождь Моисей.
В смысле же таинственном это видение указывает на то отличие добрых и злых, которое будет при конце, и дает понять, что жребий тех и других будет различен: жребий одних - весьма хорош, а жребий других - весьма худ. Это и выражается усилением речений пророка: смокви добрыя, добры зело: и злыя, злы зело (Иер.24:3).
Само собой видно, что пророк не соблюдает здесь порядка времени, ибо описываемые им далее события, которые относятся к отцу Иехонии Иоакиму, были многими годами раньше событий, теперь изображаемых у пророка.
 
Глава 25.
 
Господь с высоты... даст глас... проречет слово на место Свое (Иер.25:30), то есть на Иерусалим и, особенно, на храм Свой. Пророчествует же здесь Иеремия о погибели многих народов, которые вместе с Иудеями потерпят поражение от Халдеев. Он предсказывает то конечное их разорение, которое предрек Исаия и которое сам он описывает далее подробно, а теперь представляет поражение этих народов в образе виноградарей, истаптывающих грозды в точиле: яко объемлюще виноград, возопиют: увы, увы, всем седящим на земли (Иер.25:30). Это - крики Халдеев, которые побуждают друг друга попирать Иудеев и прочие народы, как грозды, собранные в точило.