Св. Ефрем Сирин Толкование на книгу пророка Иеремии Глава 13-14
Глава 13.
 
Сия глаголет Господь ко мне: иди и стяжи себе чресленик (пояс) льняный и препояши того на чреслех твоих, и в воду да не внесеши того (Иер.13:1). Пророку повелевается в этих двух образах представить народу грехи его и будущее пленение. Сначала Бог повелевает пророку, чтобы купил себе чресленик льняной, и чтобы ткач дал ему чресленик еще немытый и не омоченный в воде. Потом Господь говорит, чтобы пророк опоясался им, и после этого снял его и шел к реке Евфрату, закопал и спрятал его там, пока не сгниет. В этом образе Бог показывает народу Своему то поругание, какое терпели они в Египте, и ту славу, то велелепие, в какое облеклись они после исхода из рабства Египетского, когда были избраны Богом в собственный Его народ и в достояние Его; и это велелепие навсегда осталось бы при них, если бы они не повредили сами себе нечестивыми делами, и по своей лукавой воле не уподобились бы изветшавшему и сгнившему чресленику.
Тако рече Господь Бог Израилев: всяк мех исполнится вина (Иер.13:12). Вот и другая притча, которую вложил Бог в уста Иеремии и повелел сообщить ее жителям Иерусалима, чтобы показать им, какие бедствия придут на них в конце времен, потому что придут вестники, извещающие о нападении Вавилонян, и все исполнятся страха и ужаса, и как пьяные утратят разум и чувство, и не будет у них ни сил, чтобы устоять, ни возможности, чтобы спастись, но как обезумевшие станут кружиться, отделяться друг от друга и придут в смятение. Такое-то вино принудят пить Иудеев враги их после того, как отринули они премудрость Божию, звавшую их пить чашу страха Господня. Угрозы эти правда Божия привела в исполнение и совершила на деле в день гнева, как ясно повествуется об этом во многих местах книг Царств. И сам Иеремия, верный свидетель, в плаче своем описал, что видел и что осязали руки его.
Преведен есть весь Иуда, совершиша пресечение совершенное. Воздвигните очи ваши, и видите приходящыя от севера: где стадо даное тебе, овцы славы твоея? (Иер.13:19-20). Пророк обращает речь к колену Иудину и предвещает ему неизбежное пленение и говорит, что Иуда отводится в плен весь совершенно. Ибо при Иоакиме и Иехонии пленена была только часть народа Израильского, Вавилонское же пленение постигло весь народ, и во время оного вся земля Иудейская была предана попранию, разграблению и опустошению. Поэтому пророк взывает к синагоге: где стадо даное тебе? Где тот народ многочисленный, которого при Давиде были тысячи тысяч, и который ходил за тобой, как большое стадо.
За множество беззакония твоего откровена суть задняя твоя, да обруганы будут стопы твоя. Я подыму края риз твоих (подол твой), как говорит Господь, и накину их на лицо твое и явится срамота твоя (Иер.13:22,26). Обнажу те стопы, которые ходили в суете служения идолам, и края риз твоих накину на главу твою, и обнажу тебя перед врагами твоими, и как пленница останешься ты обнаженной в пленении твоем.
 
Глава 14.
 
И еленицы (лани) на ниве родиша, и оставиша плод свой, яко не бе травы. Онагри (дикие ослы) сташа на путях, браша в себе ветр яко змиеве (Иер.14:5-6). Иудеям идолослужителям Иеремия предсказывает голод и жажду, какими еще прежде угрожал Моисей. Бедствие это постигло их при Седекии и жители Иерусалима тяжко страдали от голода и жажды, ибо прекратились дожди с неба, земля запустела и жаждала воды. Пророк для примера показывает два рода полевых животных. Они легки в беге, и хотя мучит их голод и жажда и нигде не находят себе корма, они со всей быстротой и легкостью ног своих носятся повсюду.
И еленицы, - говорит пророк, - на ниве родиша, и оставиша плод свой, потому что мучит их голод, и убегают они искать себе пищи. И онагри сташа на путях, по которым протекали воды из источников, но иссякли и исчезли на путях своего течения; или сташа на путях, потому что носясь по стезям негладким и стропотным, чтобы найти воды, не находили ее, и вдыхали в себя прохладный воздух, желая этим освежиться в жажде. Не буду яко пришлец на земли. Это - молитва Иеремии. Он молит Бога, чтобы не отвращался от народа, который избрал Себе от родов древних в народ возлюбленный паче всех земных народов, и не стал для него как бы пришельцем, который не обращает внимания на скорби жителей той страны, через которую он проходит, и не заботится облегчить скорби страждущих, или потому что считает их чужими для себя, и с окончанием дня должен их оставить и идти дальше, или потому что путник часто сам бывает беден, скуден и не в состоянии оказать помощь нуждающимся. И яко путник укланяющься во виталище. Ты - не путник, Тебе не нужно заботиться о доме, где провести ночь, Ты издавна вселился на горе Сионе, с того дня, как создан храм, обитаешь в скинии Твоей (Иер.14:8).
И рече Господь ко мне: не молися о людех сих во благо (Иер.14:11). Поскольку Иеремия не прекращал молитвы и молился о народе, обвинял же ложных пророков, и грех народа представлял менее тяжким, говоря: "Ложные пророки обольщают сей неразумный народ", то Господь не приемлет молитвы его и говорит, что истребит и ложных пророков вместе с нечестивым народом.