Св. Ефрем Сирин Толкование на книгу пророка Иеремии Глава 5
Глава 5
Обыдите пути Иерусалимския, на которых обыкновенно сидят бедные ...и поищите на стогнах... где ходят богатые: аще обрящете мужа из князей, творящаго суд или беднаго ищуща веры (Иер.5:1), то есть ходящего путем правды и истины. И вы не найдете ни одного. Из этого видно, какое в это время было всеобщее повреждение нравов между Иудеями. И в Содоме, городе самом развратном, Господь искал десять праведников, а в Иерусалиме, который хвалится тем, что он - жилище праведных, ищет Господь хотя бы одного праведника, - и не находит. И се, единодушно сии сокрушиша иго, расторгоша узы (Иер.5:5), то есть Иудеи всякого чина и на всяком месте стали отступниками и презрителями закона.
Сего ради порази их лев. Львом пророк называет Навуходоносора, царя Вавилонского. И волцы вечернии расхитят их. Волками же называет полчища Навуходоносора. И рысь бдяше над градами их (Иер.5:6), чтобы уловить и растерзать всякого, выходящего из ворот. Пророк указывает на то время, когда одних Иудеев открытой силой, а других - хитростью будут утеснять враги их.
Насытих их, и прелюбодействоваша (Иер.5:7). Умножил им блага, как только желало сердце их, а они возлюбили ложных богов и прелюбодействовали с идолами, то есть служили им.
В дом блудниц устремились кони женонеистовни сотворишася, кийждо ко жене искренняго своего ржаше (Иер.5:8). Не тем только прелюбодействовали, что почитали ложных богов своих, но и тем, что предавались похотям и женолюбию. Се, Аз наведу на вас язык издалеча, доме Израилев, рече Господь.
Поскольку не слушали вы пророков и презирали благость Мою, то наведу на вас бедствие, и не как бывало прежде, не из стран ближних, каковы Арам (Сирия) и Египет, но из пределов дальних, северных. Наведу на вас... язык сильный, язык старый (Иер.5:15), народ Халдейский, который от дней ловца Немврода (Мих.5:6) привык к оружию и браням.
Яко обретошася в людех Моих нечестивии, и сети поставиша, как преграды, еже уловити мужы... Аки клетка поставлена полна птиц, тако домы их полни лести (Иер.5:26-27). Пророк подразумевает хищных птиц, ястреба и коршуна, которые ловят малых птиц и гнезда свои наполняют добычей. Под образом их пророк показывает богатых Иудеев, которые бедным ближним своим строили козни, чтобы похитить достояние их, но намекает и на тех лживых людей, которые не в лесах, как обыкновенно ловцы, но в домах своих уловляют простодушных и, как написано, беззаконие помысли на ложи своем (Пс.35:5). Они ближних своих приглашают к себе, в дома свои, и там злоумышляют на братии своих, чтобы обманом умножить свою собственность; но и приумножив богатство свое, не устроились они в путях своих, а только возросла и увеличилась дерзость их и, став еще более жестоковыйными (жестокосердными), продолжают ходить они прежними стезями самоволия, уверенные в том, что никто не может остановить их желаний, и что правда Божия не накажет их.