Св. Ефрем Сирин Толкование на книгу пророка Исаии Главы 30-39
Глава 30
   Горе, чада отступившая... сотвористе совет не Мною (Ис.30:1). Это говорится о тех Иудеях, которые бежали в Египет, не вопросив об этом Господа.

     Будет бо вам крепость фараонова в постыдение (Ис.30:3), потому что и фараона поразит царь Ассирийский. Яко... он в Тане (Ис.30:4), то есть отмститель в Танисе (Цоане). Старейшины его, и вестницы его зли... пойдут к народу, иже не упользуют их (Ис.30:4-5). Князья народа Иудейского обратились к Египтянам, но Египтяне не помогут им, потому что Господь предаст их посрамлению и бесчестию.

     Видение четвероногих юга, в земле печали и тесноты. Лев и львичищь: оттуду аспиды и змий парящий, иже везяху на хребтах ослов... богатство свое (Ис.30:6). Пророк обличает Иудеев, которые, будучи утесняемыми Ассириянами, искали убежища в Египте. И одни из них уподобляются льву и львенку, а другие аспиду и летучим змеям. Они везут богатство свое к Египтянам, напрасно надеясь на их помощь.

     Ныне убо сед напиши сия на дске и в книгу (Ис.30:8); изобрази те бедствия, какие постигнут Иудеев и Египтян, у которых они искали прибежища. И все это начертай и напиши на скрижалях, открытых для всякого, чтобы осталось на будущее время.

     Сынове... иже не похотеша слышати закона Божия, глаголюще ... видения видящым: не имейте видений... и пророком... не глаголите нам укоризны, но ... глаголите угодное нам (Ис.30:9-10), то есть удержите язык от несносных для нас обличений, и не изрекайте нам пророчеств скорбных.

     И совратите нас с пути сего, о котором говорите, что приведет нас к убежищу сокровенному. И отымите от нас Святое Израилево (Ис.30:11), чтобы не отягощать более наш слух тягостными предсказаниями Божиих пророков, непрестанно повторяющих нам: "Так глаголет Святый Израилев".

     Сего ради будет вам грех сей, аки расселина, грозящая падением, и аки стена высокая, ейже абие настоит падение (Ис.30:13), то есть упадет в предопределенное время, когда враги подвигнутся, нападут и сокрушат.
     Тако глаголет Господь, Господь Святый Израилев: егда возвратився воздохнеши, тогда спасешися... но рекосте не тако: на конех всадники будем, и... на легких... побегнем. Того ради побегнете, и легцы будут гонящии вас... дондеже оставлени будете аки щогла на вершине гор и яко знамя носяй на холме (Ис.30:15-17). Пророки возвещали Иудеям: "Когда воздохнете и покаетесь, тогда будете спасены". Крепость ваша будет в уповании. Но вы говорили: Нет, на конех всадники будем, и... на легких... побегнем.
     И падение его будет яко сокрушение сосуда глиняна, разбиваемого без пощады (Ис.30:14), то есть подобно разрушению глиняного, еще необожженного сосуда.
     Плачем не восплачитеся, по причине отчаяния (Ис.30:19).

     И ушеса ваша услышат словеса созади глаголющаго (Ис.30:21). Услышат не словеса пророков, вещающих вам в лицо, но глас народов чуждых, которые будут славословитъ Бога и побуждать к упованию на Того, Кто избавил вас от Ассириян.

     Юнцы ваши и волове... наядятся плев смешенных со ячменем, извеяных лопатою и веялом (Ис.30:24). Пророк обещает чудное изобилие, среди которого и волам, возделывающим землю, не будут заграждать уста, по причине обилия земных плодов; на самом гумне, где молотится хлеб, будут они насыщаться плевами с ячменем.

     И будет на всяцей горе высоце и на всяцем холме вознесенне... потекут... потоки вод... в день оный, егда погибнут мнози, и егда падутся столпи. И усилится свет небесных светил (Ис.30:25-26). Разнесется повсюду радостная весть в день великого истребления Ассириян и расхищения их стана, представленного в образе столпа.

     В тот день истреблением Ассириян изцелит Господь сокрушение людий Своих (Ис.30:26), сынов Иудиных. Это же можно отнести и к Господу нашему. Слова: в день оный, егда погибнут мнози (Ис.30:25), - исполнились в сокрушении Иерусалима, сатаны и смерти, представленных в образе столпов. От апостолов и через них во все края вселенной потекли потоки радостного благовестия. Усугубился свет... (Ис.30:26), то есть не чувственный свет солнца видимого, который при страдании Иисуса Христа прелагался во тьму, но духовный свет ведения, представленный в образе небесных светил. И этот свет рассеял духовный мрак, лежавший на сердцах язычников.

     Се, имя Господне, идет издалеча, горящая ярость Его: и славно видение Его (Ис.30:27). Это говорится о суде, произнесенном на царя Ассирийского.
     И дух Его аки... поток... приидет даже до выи... еже смутити языки за обольщение суетным, и узду обольщения (Ис.30:28). Пророк говорит о хулах Ассириян и о гордости их уст, с какой дерзнули на брань с Тем, Кто побеждает всех.

     Песнь ваша будет победным венцом, который освятится в праздник Иудеев по причине истребления Ассирийских полчищ. И веселием сердца (Ис.30:29), то есть весельем воздаст вам Господь за ту радость, с какой Ассирияне восходили безнаказанно на гору Божию, подступая к Иерусалиму.

     И слышану сотворит Господь славу гласа Своего, соделав спасение народа Своего. И ярость мышцы Своея покажет на царе Ассирийском. С яростию и гневом, и со пламенем... с дождем и градом (Ис.30:30). Под этими образами представлена брань с Ассириянами.
     И во всех делах его будет жезл рабства, который упокоит на нем Господь (Ис.30:32). Все народы будут превозноситься перед Ассириянами, когда услышат, что пала сила их и восстала свобода. И будет... ратовати... нань сильною бранию, потому что прежде времени уготовил он пищу себе, то есть умыслил поглотить град Божий, и злоба его уготовалась, в глубину и широту распространила жилище (Ис.30: 32-33). Злоба царя Ассирийского замыслила покорить святой град и надеялась, что владычество его будет вечно. Древа его многа, то есть многочисленны войска его, но от тени Господней, как огонь воспламенятся (Ис.30:33).
Глава 31

     Горе сходящым во Египет помощи ради. Пророк снова укоряет Иудеев, которые предались бегству и удалились в Египет, надеясь там найти себе убежище во время тесных и смутных обстоятельств. И не беша уповающе на Святаго Израилева... И востанет на домы человеков злых, то есть Египтян (Ис.31:1-2).

     Господь же отвратит руку Свою (Ис.31:3), то есть не спасет тех и других. Будут поражены и Египтяне, подающие помощь, и Евреи, ищущие помощи.

     Занеже тако рече мне Господь: якоже возревет лев, или львичищь о ловитве... тако Господь Саваоф снидет на гору Сионю и на горы его воевати (Ис.31:4). Пророк обращает слово к колену Иудину, и именно к тем Иудеям, которые, уповая на Бога - крепость их, остались в земле своей, тогда как братья их бежали и рассеялись повсюду.

     Обратитеся... сынове Израилевы (Ис.31:6), закосневшие доныне в упорстве.

     И падет Ассур. Из-за вас постигло Ассириян такое тяжкое наказание. И падет Ассур не мечем человеческим (Ис.31:8), то есть не человеческими силами, но рукой Ангела. И сокрушатся князи его при виде чуда. Сокрушатся народ и князья его, видя обратившегося в бегство царя Ассирийского. Побежит он и в твердыне жилища своего укроется. Побежит скрыться в город свой Ниневию, подобно зверям, спасающимся от ловцов.

     Говорит Господь, Которого свет на Сноне и пещь в Иерусалиме (Ис.31:9), то есть свет спасения в Сионе и пещь отмщения в Иерусалиме.
Глава 32
     Се, в правде цари и князи со судом владети начнут (Ис.32:1), то есть Езекия и князья его. И будет человек... как убежище от ветра (Ис.32:2), то есть будет убежищем во время бедствий.
     И ксему не рекут юродивому владети... Юрод бо юродивая изречет (Ис.32:5-6). Здесь подразумевается царь Ассирийский, который думал, что своей силой и силой идолов своих победит Езекию. И сердце смысленное уразумеет видение (Ис.32:4), то есть Езекия, который Рабсаковы письма отверзе... пред Гдсподем (Ис.37:14). Сердце юродивого творит неправду, еже совершати нечестие (Ис.32:6). Таков Рабсак в хуле на Бога. И глаголати... прелесть, как говорит Рабсак: "Где боги народов?". Еже тщу сотворити душу алчную и отнять питие у души жаждущей (Ис.32:6). С таким намерением говорили: да не прельщает вас Езекиа словесы... не предастся град сей в руце царя Ассирийска (Ис.36:14-15).
     Великий духом совещает великое. Крепкий духом Езекия советует великое, потому что с твердым упованием взирает он на Бога. И... пребудет в величии (Ис.32:8), то есть будет спасен и сохранит величие царства своего.
     Жены богатыя, востаните и услышите глас Мой: дщери, с надеждею слышите словеса Моя (Ис.32:9). Богатые жены и дочери надеющиеся - суть города Иудины, которые упоевались надеждой спасения.

     И во дни года востенут (Ис.32:10). Они лишатся надежды своей, исчезнет спасение, оскудеют плоды земные, враги будут истреблять их в земле их. Это согласно со сказанным: еще лето (едино)... оскудеет слава сынов Кидарских (Ис.21:16). Преста обымание винное, с гумна собрано (Ис.32:10). Не придет избавление, которого ожидали.

     Совлецытеся, наги будите, препояшите чресла своя во вретища (Ис.32:11), потому что земля ваша опустошена, и жители отведены в плен Ассириянами.
     На земли людий Моих терние и былие возникнет, и во всяком доме веселия (Ис.32:13), то есть города Иудейские будут разрушены.
     Храм будет предан забвению, то есть святой храм Иерусалимский. И прекратится сила, то есть не станет в городе многолюдства. Домы вожделения... будут... пещеры... радость ослом дивиим (Ис.32:14). Пророк имеет в виду падение Иерусалима; одни жители его в плену, другие бежали в Египет, ища себе убежища.

     Дондеже найдет на ны Дух от Вышняго, и будет пустыня в Хермель, а Хермель в дубраву вменится (Ис.32:15). Земля Иудеев будет пустынна, как Кармил (Хермель); а Кармил, то есть во всем изобиловавшие Ассирияне, пожжен будет огнем.

     И почиет в пустыни суд, которым праведный Судия отомстит за опустошение земли Иудейской. И правда в Кармиле вселится (Ис.32: 16), потому что Ассирияне получат должное воздаяние.
     И будут дела правды мир (Ис.32:17). Иудеи будут вознаграждены миром и спокойствием за то, что почитали правду.
     И вселятся людие мои во граде мира, то есть в Иерусалиме (Ис.32:18).

     И град будет падать на лес, то есть на царство Ассирийское. Как поле до земли унизится град (Ис.32:19), то есть гордый стан царя Ассирийского, возвышавшийся подобно крепкому городу. Блажени сеющии при всяцей воде. Блаженны, - или потому что им предсказывается избавление; или потому что поверили пророчеству, изреченному к жившим при Езекии. Но это преимущественно относится к святым апостолам и проповедникам, которые семена спасительного слова посеяли во всех народах. Идеже вол и осел попирает (Ис.32: 20). Под образом вола представлен здесь народ Израильский, бывший под игом закона, а под образом осла представлены язычники, которые по закону почитались нечистыми. И святыми апостолами им всем одинаково преподано и во всех всеяно благовестие Евангелия Христова.

Глава 33

     Горе расхитителю! не расхищайте; а если пожелаете расхищать, сами будете расхищены (Ис.33:1). Пророк предостерегает Иудеев, чтобы не вдавались в хищение, хотя и расхищали их Ассирияне. Если пожелаете обманывать, сами будете обмануты. Пророк говорит, что если не пребудете в завете с Богом, то сами будете обмануты теми обманщиками, которые желают вашего переселения в Египет.

     Господи, помилуй ны, на Тя бо уповахом (Ис.33:2). Эта молитва народа Иудейского.
     Гласом страха Твоего ужасошася языцы, и от величия Твоего... разсеяшася (Ис.33:3). Так с бодрым духом говорят те самые, которые прежде просили об окончании своих бедствий.

     Ныне же соберутся корысти вашя... наполнися Сион суда и правды (Ис.33:4-5). Соберется все, что похитили у них Ассирияне. Иудеи не только возвратят свое, но даже возьмут и собственность Ассириян. Если явлюсь им, горько возрыдают, то есть у Ассириян потекут слезы, когда ощутят силу Мою. Вестницы... мира... горце восплачутся (Ис.33:7). Мирные вестники, посланные Езекией к царю Ассирийскому, восплачутся, потому что не дал им мирных посланий, которых они желали; восплачутся, видя падение, угрожающее их братьям.

     Опустеша путие; не стало проходящих (Ис.33:8). Нет идущих во Иерусалим на праздники, потому что вся страна занята Ассирийскими полчищами, и нет проходящих по дорогам.

     И посрамлю Ливан, опустошен Васан и Кармил (Ис.33:9) в нашествие Ассириян, которые разграбили и опустошили всю страну. Но, может быть, и сами Ассирияне представлены здесь в образе опустошенных Ливана и Кармила, ибо Господь посрамил царя Ассирийского.

     Зачнете терния, и породите стебли в духе вашем (Ис.33:11). И это говорит пророк об Ассириянах. Ибо в объяснение этого присовокупляет: >И будут языцы пожжени в известь, аки терние, собранное для сожжения... услышат дальний, яже сотворих (Ис.33:11-13). По воле Божией произошло так, Что некоторые из народов, собранных Сеннахиримом, избавились от общего истребления Ассирийскими войсками. И благость Милосердого послала их по городам, которыми проходили, чтобы возвещать, что постигло Ассириян у града Божия. Уведят приближающиися крепость Мою (Ис.33:13), то есть вы, Иудеи, которые преимущественно перед другими народами близки были к Богу, потому что имели ведение о Боге.

     Устрашены... в Сионе, беззаконницы, то есть Ассирияне устрашены гневом Божиим и поразившим их мечом Господним, а также и те Израильтяне, которые отчаялись в спасении, из-за чего и напал на них страх и великий ужас. Приимет трепет нечестивыя, то есть идолопоклонников и уклоняющихся от истинной веры, которые во время этой войны хулили Бога Иудеев. Кто из нас будет обитать с огнем поядающим? кто из нас будет обитать с огнем попаляющим веки? (Ис.33:14). Кто будет обитать с Богом, Который в Писании называется огнем поедающим? (Ис.30:27). Кто приблизится к этому огню?

     Если только Езекия, ходяй в правде, глаголяй правый путь... хлеб ему дастся, и вода его верна (Ис.33:15-16). За искреннее благочестие и правоту нравов Езекию благословил Бог земными плодами и неоскудевающим обилием вод.

     Очи Его узрят землю издалеча (Ис.33:17). Пророк говорит это о полчищах, пришедших в Иудею из земель отдаленных. Узрит только, как говорит, и подивится, что они истреблены и попраны, как земля.

     Где суть книгочии? где определяющий вес? где... изчитаяй столпы у народа сильнаго? (Ис.33:18). Пророк насмехается здесь над Ассириянами, которые вторглись в достояние Иудеев и в гордости своей решили, что Израиль ими покорен и они уже делят между собой его добычу.

     Не посмотрит на народ тяжко слышащий и косноязычный (Ис.33:19), то есть Езекия не будет подражать народу глухому и несмышленому.
     Воззри на Сион, град празднеств наших. Пророк восхваляет град Божий, потому что только в нем одном у Иудеев по закону совершались праздники и приносились жертвы. Очи твои воззрят на Иерусалим, селение богатое, кущу, которая не поколеблется (Ис.33:20), если только Тебе будет угодно, чтобы она не поколебалась.

     Яко имя Господне велико нам есть (Ис.33:21), потому что соделал нам преизбыточествующее спасение. Светлость и широта, потому что заповеди и учение Его - для нас пространная светлая область. Да не царствует над нами господство владык, то есть господство князей Ассириян. И сильный, кто бы он ни был, не пройдет по ней, то есть никакой иной народ, после страшных бедствий, постигших Ассириян, не пройдет по земле Иерусалима. Ибо Господь - судия наш. Господь - законодатель наш, Господь - царь наш: Он спасет нас. Прервашася ужя твоя, яко не укрепишася. Речь обращена к Иерусалиму, жители которого предались бегству и не имели в себе крепости. Щогла твоя преклонися, не распустит... знамения, потому что не усмотрели чуда. Пока не разделили добычи, то есть князья твои, Иерусалим, трепетали и пребывали в страхе, пока не познали, какую чудную брань Господь воздвиг на врагов их. Когда же укрепились, тогда вошли в стан неприятельский и, не найдя в нем никого, начали делить добычу. Мнози хромии плен сотворят (Ис.33:22-23). Хромыми пророк называет тех Иудеев, находившихся в городских стенах, которые, избавившись от осады, вышли и забрали как добычу мсков (мулов) и всех вьючных животных, оставшихся после умерщвления Ассириян.

     И ни один из жителей не скажет: "я болен". Не скажут жители Иерусалима: "Нам страшен царь Ассирийский; мы больны". Народ, осаждавший его, понес грех (Ис.33:24), так как приял суд, изрекаемый на грешника. Ибо Ассирияне, напавшие на Иерусалим, наказаны за то, что хулили и поносили жителей Иерусалима и Бога их.

Глава 34

     Приступите, языцы, и услышите (Ис.34:1). Подобно тому, как пророк прежде говорил об одних Ассириянах, так теперь начинает говорить вместе об Ассириянах и об Идумеях.

     И свиется небо... и вся звезды спадут (Ис.34:4), то есть падет гордыня и вся сила Ассириян, ибо пророк под образом сил небесных представляет князей Ассирийских.
     Зане упиется мечь Мои на небеси (Ис.34:5), то есть кровью Ассириян, представляемых под образом неба. Яко листвие спадет с лозы, и якоже спадает листвие смоковницы (Ис.34:4). Это говорится о царстве Ассириян, а после них примут суд Идумеи.
     Яко жертва Господеви в Восоре (Ис.34:6) по возвращении; жертва в том, что истреблены будут Идумеи мечом по суду правды.

     И падут с ними единороги, то есть Идумейские. И упиется земля от крове их. И обратятся потоки его в смолу, и земля его в жупел... И наследят его птицы и ежеве, совы и вранове возгнездятся в нем... и срящутся беси... ту почиют ночныя страшилища, обретше себе покоища (Ис.34:7,9,11,14). Все страхования (страшилища), перечисленные здесь пророком, действительно будут в Идумее после предсказанного запустения; вместо жителей в домах Идумейских поселятся птицы, ежи, враны и грифы.

     И наследят ее, то есть Идумею, во веки. И Его рука разделила им ее мерою... и ни един от них не погибе. Отыщите в книге Господней, и найдете, что ничто не погибло (Ис.34:17,16), то есть все, что Моисей и другие пророки предсказали об Ассириянах и Идумеях, исполнилось над ними, и ни одно из предвещаний их не осталось напрасным.

Глава 35

     Радуйся, пустыня жаждущая, да веселится пустыня и да цветет яко крин... Да скочит как серна, и слава Ливана дастся ей, и честь Кармила и Сарона (Ис.35:1-2). Так говорит пророк о земле Израильской, которая была опустошена Вавилонянами, но по возвращении Иудеев из плена, наслаждаясь миром, возвратила себе прежнюю честь и славу.

     Укрепитеся, руце ослабленыя и колена колеблющияся утвердитеся (Ис.35:3), или потому что приблизилось время возвращения из плена, или потому что близко и настало уже спасение и время вечного мира.

     Се, Бог Спаситель... приидет и спасет вас. Тогда отверзутся очи слепых, и уши глухих услышат. Тогда скочит хромый яко елень, и ясен будет язык гугнивых (Ис.35:4-6). Пророк предвозвещает Иудеям будущие блага за те притеснения от Ассириян и Вавилонян, которые привели их в оцепенение, из-за чего они видя не видели, и слыша не понимали. Поэтому теперь предсказывает им, что будут они в состоянии, противоположном прежнему, что отверзутся глаза слепых и уши глухих. Полностью все это совершено Мессией. Когда для спасения всех людей соделался Он человеком, тогда отверзал очи слепым, исцеленные Им увидели свет. Он делал ясным язык немых, давал слух глухим, даже когда люди не только телесно, но и душевно одержимы были этими недостатками. Ибо язычники, слепые в богопознании, увидели свет боговедения, и слухом своим вняли гласу животворной Евангельской трубы.

     Яко проторжеся вода в пустыни (Ис.35:6). Конечно этим обозначается и то избавление Иудеев, тот мир и то спокойствие, какие последовали за гибелью Ассириян, в самой же сущности исполнилось это в пришествие Господа. Ибо Он как бы проторгся (пробился) с неба, подобно живой воде снизошел в мир сей - эту жаждущую пустыню, и соделался как бы источником прибежища среди бесплодной дебри (долины).

     В жилище шакалов, где они одни покоятся, произрастут тростник, трава и ситник (Ис.35:7). Растения эти, необыкновенные в песчаной пустыне, изображают добрые правы людей, после того как мир будет утешен пришествием Мессии, и род человеческий плодопринесет все роды добродетелей. Иудеев же Бог через пророка утешает тем, что по истреблении Ассириян и Вавилонян земля их насладится миром, украсят ее всякого рода растения, и многоводные потоки и земные плоды в ней будут в большом обилии. Но пойдут по нему избавленнии (Ис.35:9). Избавленные Господом, то есть избавленные язычники всех стран возвратятся, чтобы воздать поклонение и благодарение Богу за содеянное им спасение, и за принятую ими благодать. Отбеже болезнь и печаль и воздыхание (Ис.35:10); все скорби, постигшие их во время плена, прекратятся в те дни.

Глава 36

     И бысть во четвертоенадесять лето царя Езекии, взыде Сеннахирим царь Ассирийск на вся грады тверды Иудейски и взя оныя. И посла Сеннахирим царь Рапсака (Рабсака) от Лахиса ко царю Езекии... И рече им Рапсак: рцыте Езекии тако... се, уповавши на жезл тростян сокрушенный сей, на Египет, на негоже аще опрется муж, внидет в руку его и прободет ю... Господь рече ко мне: взыди на землю сию и погуби ю (Ис.36:1-2,4,6,10). Рабсак, главный виночерпий, послан был в Иерусалим убедить жителей его, чтобы сдали город владыке Рабсака, обольщая жителей Иерусалима тем, что господин его не по собственной воле пришел на них войной, но по воле Бога, Который сказал ему: взыди на землю сию. Рабсак говорил по-иудейски или потому что он был из числа Израильтян, еще раньше взятых в плен, и теперь был послан Ассирийскими князьями для того, чтобы через него говорить с Иудеями; или потому что Рабсак был переводчиком у Сеннахирима, так как знал и тот, и другой язык.

Глава 37

     И приидоша отроцы царя Езекии ко Исаии. И рече им Исаия... сия глаголет Господь... се, Аз вложу в него дух, и услышав весть возвратится во страну свою (Ис.37:5-7). Возвратится тот, кто незадолго до этого гордился памятью побед своих и славой царства, и говорил: "Что сделано мною ныне, то сделаю и заутра". Но Соломон сказал: Не хвалися о утрии, не веси бо, что родит (день) находяй (Притч.27:1). И это равнозначно сказанному; довлеет дневи злоба его (Мф.6:34). Сеннахирим услышит весть и возвратится, то есть услышит горькую весть об истреблении войск своих в Иудее, и тогда поймет, насколько он заблуждался и безумствовал, говоря: взыдох на высоту гор и на последняя Ливана (Ис.37:24). В этих образах представлял он себе славный Иерусалим.

     Не слышал ли еси... яже Аз сотворих его, от древних дний, то есть Я соградил Иерусалим. Ныне привел его, чтобы город был опустошен, то есть Я привел теперь Ассирийское войско, чтобы опустошить Иерусалим, но будет иначе (Ис.37:26).
     Подобно городам твердым, в которых жители опустили руки, сокрушены, постыжены, стали как трава полевая (Ис.37:26-27), то есть как истребил Я твердые города и сокрушил их обитателей, так посрамлю и сокрушу царя Ассирийского.

     И вложу брозду в ноздри твоя и узду во уста твоя (Ис.37:29), то есть наложу наказание на те члены, которыми царь Ассирийский богохульствовал. Устами своими хулил он Иерусалим и Бога, и надмением ноздрей выражал гнев свой; поэтому будет брозда (кольцо) в ноздрях и узда (удила) во рту. Подобно этому Бог в древние времена поразил и Филистимлян и, как говорит пророк: поношение вечное даде им (Пс.77:66).

     Сие же тебе знамение: яждь сего лета, еже от себе растет, а во второе лето, еже от себе растет... яко от Иерусалима взыдут останки (Ис.37:30,32). После предсказания об истреблении Ассириян пророк возвещает Езекии и другую радость, что Господь умножит земные плоды: в течение двух лет не нужно будет возделывать и засевать землю, но будут все питаться тем, что земля произрастит сама собой.

     И изыде Ангел Господень и изби от полка Ассирийска сто семьдесят пять тысящ (Ис.37:36). Царь Ассирийский получил весть об истреблении полчищ своих, когда вел войну с Фараком, царем Ефиопским.

     И отыде возвращься Сеннахирим... и вселися во Ниневии. И внегда покланятися ему в дому Насараху (Нисроха), бога своего, Адрамелех и Сарасар (Шарецер) сынове его убиста его мечьми, сами же убежаста в землю Карду (Ис.37:37-38). Когда Сеннахирим возвратился в Ниневию, поклонялся богу своему и славил его за спасение от гибели; тогда правда Божия попустила сыновьям его восприять лукавый помысел, и они убили его перед идолом, сами же бежали в Армению. И воцарися Асордан сын его вместо его (Ис.37:38). Вместо Адрамелеха и Сарасара (Шарецера), которые убили отца своего и, как сказано, бежали в землю Карду, то есть в землю Араратскую.

Глава 38

     В то время, разболеся Езекиа до смерти... И обрати Езекиа лице свое ко стене и помолися ко Господеви глаголя: помяни, Господи, како ходих пред Тобою со истиною и сердцем правым (Ис.38:1-3). Езекия сказал так вероятно потому, что видел и таких царей, которые царствовали лукаво, однако же сыны их наследовали престол их.

     Тако глаголет Господь Бог Давида отца твоего... Се, Аз возвращу сень степеней, имиже сниде по степеням Ахаза, отца твоего, возвращу солнце десять степеней... И взыде солнце десять степеней, имиже сниде сень (Ис.38:5,8). Знамением десяти степеней (ступеней), данным Езекии, означалась тайна смерти и восстания от одра; но можно сказать, что этим же знамением означалась и тьма, которая по смерти Езекии покрыла народ Божии. Как при отце прибавился день на десять часов, так увеличилась тьма во дни нечестивого сына его. И еще, десять часов, прибавленных ко дню, изображают тайну совершенного Света, Какой должен был воссиять миру. Кроме того, число ступеней изображает собой и десятословие, в котором Езекия черпал свет и жизнь.

     Аз рекох в преполовении дний моих: пойду, то есть умру, настал последний мой день. У врат адовых, оставлю лета моя прочая (Ис.38:10). Оставляю у врат адовых остаток лет моих; в расцвете лет схожу во гроб, и вот, уже низведен в могилу.

     Рекох: ктому не узрю Господа на земли живых (Ис.38:11). Я сказал после суда, какой изрек мне Исаия, что не увижу Господа на земле живых, то есть не увижу престола Господня в Иерусалиме. Ктому не узрю человека со живущими в рове, то есть в обителях праха.

     Век мой взят и переносится как куща пастырей (Ис.38:12). Взята у меня жизнь, и перенесена с веком моим, как куща пастырей, которая сегодня здесь, а утром уже в другом месте. Свилась жизнь моя как нить. Подобно свившейся нити сократилось и умалилось время жизни моей. Как ткань, которую скоро перережут (Ис.38:12). Спешу исполнить меру дней моих, уподобляюсь ткани, которая скоро будет перерезана.
     От дне бо до нощи предан бых (Ис.38:13). И день и ночь у меня молитва и скорбь.

     Как щебечущая ласточка щебетал я, как стонущий голубь стонал в скорби и плаче, по причине изреченного мне определения. Возвел я очи... на высоту: "Господи, избави мя (Ис.38:14), и будь ко мне милостив". Езекия, когда услышал от Исаии о себе определение, обратился к молитве и возвел очи к небу, где обитает Бог, как к месту далекому и недоступному для греха. Просил же он у Господа избавления от Ассириян и милости себе, чтобы продлилась жизнь его.

     Что скажу я? Скажи мне. Он просит, чтобы и самые слова, какие скажет, были не его собственные, но чтобы Сам Бог вложил в его уста слова, какие Богу угодно. И Той сотвори, и отряс весь сон мои (Ис.38:15), потому что Бог удалил от него горести души его. Над ними умилосердится Господь.

     Ради таковой жизни духа моего, Господи, исцели и оживотвори меня (Ис.38:16). Так умоляет он за духовную и добродетельную жизнь дать ему исцеление и жизнь плоти его. Это же выразил он и в следующих словах: угодная пред очима Твоими сотворих (4Цар.20:3). Ужели мир соделал горести мои более горькими, ибо после избавления от Ассириян постигла его болезнь смертная. Угодна была Тебе душа моя, да не погибнет в истлении, то есть не погиб Езекия, когда Ассирияне все разрушали. И завергл еси за Тя вся грехи моя (Ис.38:17), показывая этим, что Езекия спасен только по благости Божией. В другом смысле исполнилось это и на Господе нашем. Ибо Он, облекшись в тело нашего смирения, возложил на Себя и понес на Себе грехи всех нас.

     Ибо не ад возблагословит Тя, и не смерть восхвалит Тебя. В устах мертвых умолкают хвалы Тебе. Не возвестят истины Твоей сошедшие в могилу (Ис.38:18), потому что все, лежащие в гробах, лишены дара слова.

     Живии же возблагословят Тя, якоже и аз днесь, потому что из мертвых соделался я живым; и Ты совершил это со мной ныне. Когда Исаия, по Божию повелению, изрек Езекии смерть, тогда он был уже как бы мертвым. А когда умилостивил он Бога принесенной Ему молитвой, и Бог даровал ему жизнь, тогда возвещает и проповедует, что стал живым и воскрес. Отец возвестит детям верность Твою (Ис.38:19), то есть о событии этом один род будет возвещать другому роду. Или, по верности и непреложности Божиих обетовании, уповает Езекия, что будут у него сыновья. Ибо действительно, через три года родился у него Манассия.

     И рече Исаия ко Езекии: возми от смоквий... приложи... на язву и здрав будеши (Ис.38:21). Тот, Которому все нетрудно, жестокую язву, не уступавшую никаким врачевствам, исцеляет смоквами.
Глава 39

     В то время посла Меродах Валадан сын Валаданов, царь Вавилонский, писания... и дары Езекии: слыша бо, яко болел есть до смерти и воста (Ис.39:1). Валадан, сын Валаданов, отправил к Езекии послов, во-первых, чтобы выразить ему свою радость о выздоровлении его, потому что скорбел о болезни его; а во-вторых, хотел узнать причину возвращения солнца, ибо поклонялся он солнцу четыре раза в день, и когда воздавал поклонение утром, в час шестый и девятый, и ожидал вечера, чтобы еще поклониться, вдруг увидел, что солнце все еще среди неба, как бы в половине дня. И поэтому захотел узнать, что было этому причиной. Когда же он от бывших при нем Иудеев, которые знали о происшедшем в Иудее, услышал, что это знамение от Господа было дано Езекии в подтверждение того, что сказал ему пророк Исаия, тогда Валадан послал к Езекии дары с письмом и с поздравлением, чтобы обстоятельно узнать от него о чуде с солнцем. Этот Меродах Валадан, сын Валаданов, - не тот царь, который дал свободу Иехонии, потому что от посольства к Езекии до плена Иехонии прошло сто тринадцать лет. Недолго жил Асардан, царь Ассирийский, сын Сеннахинима, вскоре царством его овладели Вавилоняне, а Евильмеродах, который освободил Иехонию, был царем Вавилонским. И обрадовася о них Езекия... и показа им дом сокровищ своих... и дом ароматов и мира многоценнаго, и всю утварь свою (Ис.39:2). Из этого видно, что Езекии было весьма приятно посольство, но вместо того, чтобы убедить их в истинности события, из-за которого они были присланы, Езекия стал показывать им свое богатство и сокровищницы царского дома. Поэтому посланный к Езекии Исаия, сын Амоса, остановил его и сказал: "За то, что ты показал Вавилонянам то, что находилось в сокровищницах, вся, яже в дому твоем... в Вавилон прейдут (Ис.39:6). Туда отведены будут сыновья твои, и будут каженики (евнухами) в дому царя Вавилонска (Ис.39:7). Поскольку Езекия из гордости показал послам Вавилонским одно вместо другого, а то, что следовало открыть, того не рассказал, то от Исаии услышал не прежние слова: защищу град сей (Ис.37:35), но слова угрозы и строгого суда: вся, яже в дому твоем... в Вавилон прейдут... и сыны твои, отведенные в плен, будут каженики в дому царя Вавилонска.

     И рече Езекия ко Исаии: благо слово Господне, еже глагола (Ис.39: 8). Словами Исаии Езекия был не сильно опечален. Почему же? Потому что, как понял он, определение это должно было исполниться не при его жизни. А может быть от радости, когда услышал обетование Божие, что будут у него сыновья, а не помыслил о том, что потомки его будут рабами у Вавилонян. Поэтому и сказал: благо слово Господне, еже глагола.