Св. Ефрем Сирин Толкование на книгу пророка Исаии
ТОЛКОВАНИЕ НА КНИГУ ПРОРОКА ИСАИИ

Замечание о содержании пророчества Исаии

Исаия пророчествовал при Озии, Иоафаме, Ахазе и Езекии - царях Иудейских. Предрек он пленение царями Ассирийскими, Феглаффелласаром колен Рувимова, Гадова и половины колена Манассиина, и Салманассаром - Самарии. Предрек также пленение Вавилонянами царства Иудейского. И хотя цари, пленившие народ Божий, царствовали в написанном теперь порядке, однако же пророк, в начале своего пророчества, пишет о последнем пленении Иудеев Вавилонянами. Пророчествовал также Исаия о возвращении плененных из Вавилона и о восстановлении Иерусалима; пророчество его касается даже истребления племени Гога.

Глава 1
   Исаия пророчество свое об отведении в плен и о рабстве народа своего начинает такими словами:

     Слыша, небо, и внуши, земле. Поелику Бог пред лицом неба и земли подавал народу Своему всякие блага и утешения, то небо и землю призывает во свидетельство и открывает им все нечестия народа. Сыны родих и возвысих, тии же отвергошася Мене (Ис.1:2), то есть изменили Мне и, как видите, служили идолам.

     Позна воле стяжавшаго и, и осел ясли господина своего: Израиль же Мене не позна, и людие Мои не разумеша (Ис.1:3). Вол изображает Израильтян, осел - Иудеев, потому что Иудеи гораздо безрассуднее были Израильтян; им Бог являл более Своего благоволения, но они не познали Его, и тем исполнили сказанное: растли всяка плоть путь свои (Быт.6:12). Увы, язык грешный... семя лукавое, сынове беззаконнии (Ис.1:4). Беззаконны они в лукавых помышлениях и делах своих. Не сказал пророк, что нечествовали и сделались отступниками только некоторые из народа, но вместе с отцами, подобно им, уклонились от правого пути и сыны их, весь род, все лукавое семя. Показывая же, в чем состояли их растление и грех, говорит Исаия: остависте Господа и разгневасте Святаго Израилева (Ис.1:4) - разгневали своими идолами и кумирами.

     Всякая глава в болезнь, и всякое сердце в печаль (Ис.1:5), от страха гонителей и от ужаса пленяющих.

     От стопы ног даже до главы несть в нем целости (Ис.1:6). От последнего до первого - все будут у них поражены. Струпы, язвы и раны[Примичание №1. В этом месте, и в некоторых других, особенно этой книги пророка Исаии сирийский текст имеет свои особенности, уклоняясь иногда от текста Семидесяти Толковников и представляя следы перевода с еврейского. Издатели признали нужным в переводе представить сирийский текст так, каком найден в издании Ассемана, предоставляя исследователям определять отношение данного текста к еврейскому и греческому, и происхождение уклонений от того, или другого.], наложенные пленяющими, - это бедствия, которыми будут угнетать и поражать Иудеев пленяющие со всей жестокостью, не оставляя им возможности врачевать свои язвы. А тем, что раны невозможно ни перевязать, ни уврачевать, означаются или действительные язвы, наносимые мечом или копьем и оставляющие на теле неизлечимые следы, или убиение родителей, братьев и детей - это также неисцелимые удары.

     Земля ваша пуста, то есть земля ваша, бывшая плодородной, по вашей вине сделается бесплодной. И гради ваши огнем пожжени пленяющих; страну вашу пред вами чуждии поядают, то есть жители, введенные и поселенные в ней Салманассаром; и опусте низвращена от людий чуждих (Ис.1:7), подобно Содому, который запустел и лишен обитателей своих.

     Оставится дщерь Сионя, то есть все города Иудейские и, по преимуществу, Иерусалим. Яко куща в винограде, и яко овощное хранилище в вертограде (Ис.1:8). Иудея, по опустению своему, подобна куще (палатке, шатру) в убранном винограднике, и овощному хранилищу в вертограде (в саду), в котором плоды уже сняты, потому что в куще и овощном хранилище бывают стражи, пока плоды еще не собраны, а когда собраны плоды, и стража уже не нужна.

     И аще не бы Господь Саваоф оставил нам оставшегося семене, яко Содома убо были быхом, и яко Гоморру уподобилися быхом (Ис.1:9). Уподобились бы Содому и Гоморре, которые вместе с жителями их сожжены и истреблены сошедшим с неба огнем, так что от них ничего не осталось. И Иерусалим и его жители уподобились бы Содому и Гоморре, если бы не умилосердился над нами Господь и не оставил нам потомства для продолжения нашего рода. Когда приидете явитеся лицу Моему, ходити по двору Моему. Бог вступает в суд с народом Своим, как бы так говоря: когда приходили вы явитися лицу Моему с раскаянием и с молитвой, отвергал ли Я тогда жертвы славословия и от рук ваших требовал ли жертв кровавых? Ходити по двору святилища Моего не приложите (не продолжайте впредь) с такими жертвами (Ис.1:12).

     Кадило мерзость Ми есть (Ис.1:13). Итак, знайте, что кадило, которое почитаете вы благоприятным Мне, пред очами Моими мерзость. Не приемлю того, что приобретено обманом и насилием. Поелику приносимое вами получено грабительством и притеснением бедных, то жертв и обетов ваших, а равно и праздников ваших ненавидит душа Моя (Ис.1:14).

     Егда прострете руки (вашя) ко Мне, отвращусь от вас. Когда во время скорбей своих с молитвой будете воздевать ко мне руки ваши, отвращу очи Мои от вас... руки бо вашя исполнены крове (Ис.1:15), обагрены кровью умерщвленных вами пророков и святых. А в этой крови, пролитой вами, предызображена тайна и той Святой Крови, которую еще прольете вы.

     Измыйтеся, (и) чисти будите (Ис.1:16) не от внешних нечистот, но от злых дел своих, которые непрестанно перед лицом Моим.
     И аще будут греси ваши яко багряное, яко снег убелю (Ис.1:18). Багряный цвет означает оскверненную и погрязшую во грехах плоть, а снег - цвет чистоты и непорочности. Греси ваши, яко снег убелятся иссопом милосердия Моего.
     Взыщите суда, творите добро притесненным, которых сами вы осудили, взяв неправедные дары; судите сиру и оправдите вдовицу (Ис.1: 17), которых не хотели вы и выслушать, потому что у них не было, и не могли они принести вам даров.

     И приидите, и истяжимся (Ис.1:18) друг с другом, то есть если будете судить право и внимать голосу сирых и вдовиц, то приходите ко Мне и просите; Я услышу вас, говорит Господь.

     И... благая земли снесте (Ис.1:19), как обещал вам Бог в законе Своем.
     Аще же не хощете... мечь вы пояст (Ис.1:20), то есть меч Вавилонян.

     Како бысть блудница град верный... полн суда; в немже правда почиваше?(Ис.1:21), с удивлением взывает пророк, изумляясь такой недоброй перемене, изумляясь, что город суда и правды из целомудренного сделался блудницей; город, во времена Давида бывший верным, теперь, во времена царей последних, наполнился убийцами.

     Сребро твое неискушено. На нем положено ложное клеймо. Корчемницы твои мешают вино с водою (Ис.1:22), чтобы взять за него более серебра. Князи твои не покаряются, общницы татем, то есть тем, которые кладут ложное клеймо на серебро и мешают вино с водой. Гоняще воздаяние (Ис.1:23), ибо, как говорит пророк, любят они брать дары, домогаются подарков с того, кто еще не дал.
     Суд врагом Моим сотворю (Ис.1:24), то есть накажу князей, ненавистников Моих, и корчемников и друзей их - врагов Моих.
     И наведу руку Мою на тя, то есть после поражения, нанесенного дому Иоакима и Иехонии. И разжегу всех непокорных твоих, накажу пленением, потому что не слушали Меня во время мира. И отыму всех беззаконных (Ис.1:25) твоих. Все они пойдут в плен, никого не оставлю, как было при упомянутых ранее двух царях.
     И восставлю судии твоя якоже прежде (Ис.1:26), как во времена Давидовы.

     Сион... с судом... спасется, то есть или судом, который постигнет Вавилон, или по исполнении времени рабства, какое Божественным правосудием назначено Иудеям. И пленение его (Ис.1:26-27) с правдою. Сион избавится за правду Даниила, Зоровавеля и других подобных им праведников.

     Занеже постыдятся о идолех своих, ихже сами восхотеша; постыдятся, потому что эти идолы не избавляют их; и посрамятся (Ис.1:29) о кумирах, которых сами себе сделали; посрамятся, потому что кумиры эти не избавили их от плена, не помогли им в скорбях.

     Будут бо яко теревинф (особое дерево, принадлежащее к семейству фисташковых) отметнувый листвия (своя). Они лишатся всякой помощи, подобно теревинфу, у которого от зноя падают листья, и яко вертоград не имый воды (Ис.1:30) во время жара.
     И будет крепость их яко стебль изгребия (льна), то есть крепость непокорства их, и делания их, яко искры огнепныя (Ис.1:31), которые упадают в изгребие, и все обращается ими в пепел.
Глава 2

     Будет... гора дома Господня поставлена на верее гор (Ис.2:2). На горе Исаак спасен от заклания; место это купил Давид у Иевусеянина Орны (2Цар.24:24). А гора оная есть Голгофа, где вместо преобразовательных жертвенников водружен истинный жертвенник - Крест, и на нем принесена истинная Жертва. И возвысится превыше холмов (Ис.2: 2). Так Крест возвысился над всеми языческими чтилищами (капищами).

     И пойдут язьщы мнози (Ис.2:3), взыщут Господа, будут поклоняться Ему, как и Иаков сказал: Той чаяние языков (Быт.49:10).
     И раскуют мечы своя на орала (Ис.2:4). Поелику водворится у них великий мир, то вместо бранных оружий сделают себе орудия для возделывания земли. Приидите, пойдем светом Господним (Ис.2:5), то есть в законе Господнем.

     Остави бо люди своя, дом Иаковль: зане якоже из начала (Ис.2:6) исполнены люди нечестия. Пророк говорит или о том времени, когда Евреи были в Египте, или о том, когда Ассирияне пришли и пленили Израильтян. И волхвуют как Филистимляне; волхвуют те, которым заповедано: да не обрящется в тебе... волхвуя волхвованием (Втор.18:10).

     Внидите в камение, и скрыйтеся в землю (Ис.2:10). Для них смерть лучше ожидающего их плена.
     И вознесется Господь един (Ис.2:11); потому что все идолы не могут избавить их от рук карающего правосудия.

     Вознесется на всяко древо желудя Васанска (Ис.2:13). Поелику надеялись на крепость идолов и гордились ими, то пророк представляет ложных богов их под образом кедров, духов, высоких башен и всего величественного.

     И рукотвореная вся (Ис.2:18) скроются. Иудеи презрят идолов и нетопырей, которым поклонялись, потому что не помогли им во время уничижения их.
     Оставите... человека, ему же есть дыхание в ноздрех его (Ис.2:22), то есть гордых, у которых вся жизнь в надмении ноздрей их.
Глава 3

     Се... Господь... отымет от Иерусалима подкрепляющего и подкрепляющую, то есть крепкого и крепкую (Ис.3:1), подкрепляющаго хлебом и подкрепляющаго водою, то есть всякого, кто подкрепил бы хлебом, когда истощится в городе хлеб, и подкрепил бы водой, когда иссякнут кладези во время осады.

     Судию... и пятьдесятоначалника... и старца и мужа дивнаго (Ис.3: 2-3). Все чиноначалия - тысяченачальников, стоначальников, пятьдесятоначальников и десятоначальников, которых установил Моисей разбирать дела и доносить ему, отымет Господь, потому что извратили они правду, любя брать дары.

     И поставлю юношы князи их, и ругателие господствовати будут ими. Приразится отроча к старцу (Ис.3:4-5); этим обвиняет их в лицеприятии, и дает знать, что поскольку сами они извратили уставы, во зло употребив свою свободу, то Господь, против желания их, приведет в расстройство их чиноначалие.

     И обезчестили облако славы Его (Ис.3:9). Пророк говорит здесь или о бесславии, какое древле причинили облаку, отлив под ним тельца, или о бесславии, какое причинили скинии, бывшей сперва в Силоме, а потом в Соломоновом храме, когда во дворах дома Божия поставили идолов.

     Огорчили праведнаго... убо плоды дел своих снедят (Ис.3:10), то есть снедят нанесшие бесславие облаку славы Его. Под именем же праведного разумеется или Бог, или пророк, или все бывшие среди них праведники.
     Людие мои, приставницы ваши пожинают вас, то есть один за другим грабят вас. И жены обладают вами, управляют вами или жены начальников ваших, или волшебницы. Людие мои, блажащии вас льстят вы, то есть или священники, отступившие от истинной веры, или лживые пророки. И стези ног ваших возмущают (Ис.3:12), то есть лукавым учением уклоняют тебя от правого пути, ведущего к Богу.
     Сам Господь на суд приидет со старейшины людий (Ис.3:14), то есть будет судиться со священниками и учителями, запалившими виноград.

     Почто вы обидите людий Моих? И сами нечествуете, и других учите своему нечестию; лукавым примером своим, какой подаете народу Моему, всего более вредите ему. И лице убогих посрамляете? (Ис.3:15); с бесчестием гоните от себя и тревожите бедных потому только, что не видите от них даров и обетов.

     И смирит Господь начальныя дщери Сиони (Ис.3:17), то есть опозорит их бесславным пленом.
     Отымет Господь... плетение волос их, то есть в день уничижения отнимет всякое украшение их. Запястия... усерязи... и светлая лаконская (Ис.3:18-21), то есть покровы, или одежды, простирающиеся до пят.
     И... вместо вони добрыя ...и вместо пояса... и вместо украшения златаго, еже на главе, будут у них смрад и уже (веревка), и вретище, и на главах своих обритие имети будут, и повязки, покрывающие голову в знамение плача (Ис.3:23).
     И восплачутся (Ис.3:25), и во слезах будут сидеть сильные врат ея, то есть мужи ученые, богатые и сильные.
Глава 4

     И имутся седмь жен за мужа единаго (Ис.4:1), то есть когда жены лишатся мужей, которыми гордились, тогда семь жен пожелают лучше вступить в супружество с одним мужем, нежели переносить горести одиночества и вдовства в такое тяжкое время бедствий. Великое же и всеобщее бедствие Иерусалима изображает пророк, чтобы тем в большем свете представить нам блага, какие всем племенам и народам земным даны будут во дни Мессии. И будет останок в Сионе и останок во Иерусалиме: святи нарекутся, то есть самый город Иерусалим наименуется городом правды, и вси написаннии в нем в жизнь (Ис.4:3), то есть не будет в нем старца, который бы не исполнил дней жизни своей, то есть не достиг глубокой старости.

     Омыет Господь скверну... дщерей Сионских, то есть омоет Господь ту скверну и те грехи, в каких виновны были жены, заботясь об украшениях своих. И кровь... очистит от среды их, то есть кровь умерщвленных ими пророков и праведников. Духом суда, то есть судом справедливым и нелицеприятным, как судили прежние судьи народа (Ис.4:4).

     И сотворит Господь, и... все место горы Сиони... осенит облак (Ис.4:5). На гору Сион возвратится скиния, удалившаяся оттуда на колеснице, виденной Иезекиилем, и будет осеняема духом и невидимым присутствием, как в пустыне осеняло ее облако видимое.

     И будет в сень от зноя (Ис.4:6), то есть в ней укроются в тот день, когда придут враги, изображенные под образом зноя. Слова эти исполнились в пришествие Господа нашего.

Глава 5
     Воспою... Возлюбленному моему; то есть Богу, Возлюбленному моему, воспою песнь, какую должен воспеть Ему народ Его. Виноград бысть Возлюбленному моему, то есть виноград был у Бога. На месте тучне, то есть в земле, текущей млеком и медом (Ис.5:1).

     И окопа его, и благодетельствовал ему, и наказывал его. И ограждением оградих, то есть дал закон. И насадих в нем лозу избранну; это - священники, праведники и назореи. И создах столп посреде его; это - сан царей и судей. И предточилие ископах в нем; это - священство и жертвы. И ждах, да сотворит гроздие, и сотвори терние (Ис.5:2). Господь ожидал, что сотворит он добрые дела, изображаемые гроздами, а сотворил он дела лукавые, изображаемые терниями.

     И ныне, живущии во Иерусалиме и человече Иудин... Что сотворю еще винограду Моему, и не сотворих ему? Пророк говорит мужам Иудиным и Иерусалимским или, лучше сказать, Сам Бог через пророка призывает их во свидетели сказанного, что ждал Он от винограда, да сотворит гроздие, и сотвори терние (Ис.5:3-4), то есть ожидал, что сотворит он правду, а он творил беззаконие.

     Отыму ограждение его, и будет в разграбление. Поелику сердце народа отступило от суда и правды, отыму у него царство, представленное в образе столпа, и будет в разграбление от пленяющих. И разорю стену его, и будет в попрание (Ис.5:5), то есть отыму закон, который был ему украшением и ограждением. И будет в попрание: удовольствия, какие любил, сделаются для него мучительными и убийственными. И оставлю виноград пуст, и ктому не обрежется, ниже покопается; сделаю, что придет он в запустение, потому что сам восхотел того. И взыдет на нем... терние. Тернием пророк называет грехи и законопреступления. И не обрежется, ниже покопается, потому что не приложу о нем более Своего попечения. И облаком заповем, еже не одождити на него дождя (Ис.5:6), то есть запрещу пророкам изрекать им пророческое слово. Ибо дождем, в таинственном смысле, пророк называет пророчества и ведение воли Божией, а облаками именует пророков, которые орошают нас небесным дождем. То же видим и в других местах. Например: да снидет яко дождь вещание мое (Втор.32:2); и еще: надождю на един град, а на другий (един) не надождю... и соберутся два и три града во град един пити воду и не насытятся (Ам.4:7-8), то есть из одного города придут в другой искать Божественных глаголов, и не найдут.

     Горе совокупляющым дом к дому. Пророк угрожает бедствиями тем, которые не только присваивают себе все, что есть в домах у бедных, но стремятся отнять самые дома, и к домам своим присоединяют дома бедных. И село к селу приближающым (Ис.5:8), то есть присоединяющим поле к полю, чтобы одно другим как бы поглощалось, чтобы не было другим и места, но им одним обитать среди земли. Неужели вы одни займете все места, какие и внутри, и вне, и близко, и далеко?

     Услышашася бо в ушесех Господа (Ис.5:9) вопли ограбленных бедных, которые вопиют на нас.
     Горе востающым заутра и сикер гонящым, ждущым вечера (Ис.5: 11) в вине, то есть тем, которые с утра до вечера проводят время в пьянстве и ликовании.
     На дела же Господня не взирают (Ис.5:12), то есть не обращают внимания на бедствия, ниспосылаемые на них Богом.
     И разшири ад душу свою, чтобы поглотить погибающих от глада и жажды. И разверзе уста своя, еже не престати: это - Ассирийский народ. И снидут славнии (Ис.5:14), то есть колена Рувимово, Гадово и половина колена Манассиина.
     И вознесется Господь Саваоф... освятится в правде (Ис.5:16), то есть праведным судом, какой дает притесненным и притеснителям, ограбленным и грабителям.
     И упасутся... агнцы (Ис.5:17) на пажитях своих, то есть ограбленные, оставшиеся после поражения, возвратят себе владения свои. И возгражденныя развалины поядят пришельцы, то есть развалины домов их, опустошенные грабителями и снова восстановленные, получат во владение себе бедные.

     Горе влачащим грехи свои, яко ужем долгим, и яко... ременем на колесе колесничном беззакония своя (Ис.5:18). Пророк именует несчастными тех, которые присовокупляют грех ко греху. Как не видно конца у веревки, протянутой далеко, так не видно, чтобы они покаялись и перестали грешить. Грехи их подобны ремню на колесе колесницы, у которого нельзя приметить конца.

     Глаголющым: скоро да поспешит, яже сотворит Господь, да видим, да приближатся и да приидет совет Святаго Израилева, да разумеем (Ис.5:19). Пусть узнаем, что скрывал от нас Господь, пусть явно поразит нас тем наказанием, какое определил нам; тогда уразумеем, что слышим. Смысл этого места такой же, как и сказанного у другого пророка: увы, люте желающим дне Господня (Ам.5:18).

     Горе глаголющым лукавое доброе (Ис.5:20). Угрожает горем пророк тем, которые мудры в лукавстве, хитро оспаривают верность предвещаний пророческих; а при этом укоряет он и народных судей, которые превратно судят, и худое называют хорошим, тьму почитают светом. Поскольку же они берут всегда дары, приумножили тем имение свое и предаются вину и пьянству, то присовокупляет еще: горе крепким... вино пиющым... оправдающым нечестива даров ради (Ис.5:22-23). А потому как угашают они на суде правду, которая есть свет, суды же и определения их за взятые ими дары преклоняются ко тьме; сего ради как солома поядается огнем, так они истреблены будут коснувшимся их пламенем, корень их яко персть будет, и цвет их яко прах взыдет (Ис.5:24). За лукавство свое будут они истреблены Феглаффелласаром, царем Ассирийским, так же, как огонь поедает солому. , и осуждающим невиннаго

     И воздвигнет убо знамение во языцех (Ис.5:26), чтобы пришел с народом своим Феглаффелласар и пленил их.

     Не взалчут, ни утрудятся, ни воздремлют, ни поспят, ни распояшут поясов своих от чресл своих, ниже расторгнутся ремени сапогов их (Ис.5:27). Это сказал пророк с намерением возбудить в Израильтянах ревность и пристыдить их, потому что те самые благодеяния, какими пользовались они в пустыне, где одежды их не ветшали и ремни сапог их не разрывались, теперь Господь оказывает не им, но их пленителям.

     Рев их как ярого льва и львичища, рыкает он, и хватает добычу (Ис.5:29). И возопиет. Может быть, разумеется здесь Сам Бог, изъявляющий на них гнев Свой посредством народов, которые впоследствии совершат нашествие на Иудеев. на них яко шум моря волнующася. И свет померкнет во омрачении их

Глава 6

     В лето, в неже умре Озиа царь (Ис.6:1). Пророк приступает к описанию бывших ему откровений, и описание это начинает от времени смерти царя Иудейского Озии, который осмелился покадити фимиамом (2Пар.26:18), хотя знал, что не дозволено ему это, потому что законом принесение жертв предоставлено было сынам Аароновым, а исполнение прочих различных священных служб - сынам Левииным. Священник Азария обличил дерзкого царя и не допустил к алтарю, сказав: "Не твое это дело, царь". Так священники обязаны были вразумлять царей, чтобы пребывали в пределах, положенных законом, учить народ, чтобы все вносили десятину, поучать приносящих дары, чтобы соблюдали данные уставы. Сказывают же, что, когда царь Озия вошел в храм покадить фимиамом, опечалило это Исаию, и он облекся во вретище, которое и носил, пока Бог не сказал ему: "Сними вретище с чресл своих". Как сетование Исаии об Озии было знамением сетования его о сынах Израилевых, так совлечение вретища служило некоторым предсказанием о Ефиоплянах и Египтянах. С того времени, как царь поражен был проказой, и вся земля как бы стала прокаженной, на все дни жизни Озии прекратились пророческие видения. В лето, в неже умре Озиа царь, видех Господа седяща на престоле высоце. В продолжение тридцати восьми лет сокрыты были пророческие видения за дерзость Озии. Озия царствовал благочестиво четырнадцать лет, но когда возгордился, дерзнул принести жертву и не послушал священника, говорившего, что это не позволено ему, он поражен был проказой. Исаия до смерти Озии сетовал во вретище и пепле. Теперь священников, в награду за то, что обличили нечестивого царя и удержали его, а сами предавались скорби, Господь возвеселил видением, которое видел Исаия в храме. И исполнь дом славы риз Его (Ис.6:1). Так и прилично было, чтобы Бог явился пророку в великой славе, в велелепии, когда умер царь Озия, и с его смертью, после тридцати восьми лет, возвращена народу радость, восстало истинное богопочтение святых.

     И Серафима стояху окрест Его (Ис.6:2), окружали Его и парили над Ним. И двема крылами покрываху лица своя, показывая тем, что и они не дерзают взирать на Господа и приближаться к Нему, тогда как Озия не устрашился приблизиться к жилищу Его.

     Серафимы взывали: Свят, Свят, Свят... (Ис.6:3) и тем изобразили нам тайну Святой Троицы.

     И дом наполнися дыма (Ис.6:4). Раздаются гласы Серафимов, и дом наполняется великолепием славы Господней, как было это в день освящения храма, когда осенило его облако.

     О, окаянный аз... яко человек сый и нечисты устне имый. Не сердцем я осквернен, но нечист только устами. Посреде людей нечистыя устне имущих аз живу, принужден жить среди людей, у которых уста так же нечисты, как и у меня. И Царя Господа Саваофа видех очима моима, хотя и недостоин этого (Ис.6:5). С железными клещами приблизился Ангел, взял угль и прикоснуся устном моим и рече: се, прикоснуся сие устном твоим, и отымет беззакония твоя (Ис.6:6-7). Ангел приблизился к алтарю с железными клещами, обличая дерзость Озии и показывая, что кроме алтаря нигде нет более очищения. В таинственном же смысле угль изображает собой Еммануила, Который, соединившись с восприятой от нас плотью, вземлется ею, как клещами. Прикоснувшись к устам пророка, изображавшего собой всех нас, угль очистил его от греха и нечистоты.

     И слышах глас Господа глаголюща: кого послю. Поелику Исаия посылаем был обличить царя, но не восхотел, то во второй раз предоставляется его воле, идти с обличением, или нет. И рекох: се, аз есмь, посли мя (Ис.6:8). Кто не хотел обличить одного, тот оказывается готовым соделаться обличителем целого народа.

     Иди и рцы людем сим: слухом услышште, и не уразумеете: и видяще узрите, и не увидите (Ис.6:9). Пророк возбуждает здесь Иудеев к покаянию то скорбными слухами и извещениями о близком плене и бедствиях, то тяготеющими уже над ними несчастьями; поэтому нет нужды в прозорливости и мудрости ума, но достаточно видеть и слышать извещения, столь же достоверные, как и видимое нами. Ибо из сказанного пророком превышало ли что их прозорливость, и недостаточно ли было только слышать об этом? Но когда своими очами видели оскудение плодов на полях, они и видя - не видели.

     Ушима своима тяжко слышаша, и очи свои смежиша (Ис.6:10). Причина того и другого - сами они, а не от кого-либо иного постигло их это.

     Семя свято стояние его (Ис.6:13). Семя пророк называет святым в отношении или к Аврааму, или к праведникам Евреев, или к Сыну, Который тогда был не явлен, но имел произойти от рода их праведников.

Глава 7
     Взыде Расин царь Арамль, и Факей сын Ромелиев, царь Израилев (Ис.7:1). Расин (Рецин) и сын Ромелиев (Ремалиин) шли сразиться с Ахазом, но не возмогоша, потому что устрашились нашествия царя Ассирийского.

     И возвестися в дому Давыдове, глаголя: совещася Арам со Ефремом... И рече Господь ко Исаии: изыди во сретение Ахазу ты и оставыйся Иасув (Сариасув) сын твой... и речеши ему... не бойся, ниже душа твоя да не изнеможет от двою концу главень дымящихся сих (Ис.7:2-4). Когда дом Давидов, царство Иудейское и царь пришли в трепет, потому что Сирияне и Ефремляне заключили между собой союз, чтобы идти на Иерусалим, и как древо, колеблемое ветром, поколебался дом Иудин, тогда Господь сказал пророку Исаии: изыди, ты и Иасув (Шеар-ясув или Сариасув), оставшийся сын твой. И то, что сказано при этом Исаией, подобного этому, не сказано ни одним из пророков. Концами главень пророк называет Сирийского и Самарийского царей, потому что вознамерились они вступить в брань с Главой всяческих; и головнями дымящимися называет их потому, что вознамерились вести брань с Тем, Кто есть огонь поядаяй.

     Яко глава Араму Дамаск; столица городов Сирийских есть Дамаск. Глава же городов Ефремовых Соморон (Ис.7:9); но еще шестьдесят и пять лет, оскудеет царство Ефремово от людий (Ис.7:8), то есть Ефремляне будут пленены Ассириянами.
     И рече ко Ахазу: проси себе знамения от Господа (Ис.7:10-11). "Проси, - говорит пророк, - себе знамения, какого хочешь и где хочешь". Еда мало вам есть труд даяти человеком, и како даете... труд Богу моему? (Ис.7:13). Ужели мало вам отягощать пророков, что отягощаете Господа пророков?

     Сего ради, чтобы не отягощать вам более глаголющего во мне Бога... се, Дева во чреве зачнет и родит Сына, и наречется имя Ему Еммануил. Здесь противоречие по наименованию и по самой природе. Если Дева, то как зачинает? Если зачинает, то почему Дева? И кто слышит это, тот может ли поверить этому? Даст Господь Сам вам знамение (Ис.7:14). Поелику знамение даст Господь, то не испытывай, как это будет, потому что нет ничего такого, что было бы трудно совершить Богу. Имя Еммануил значит: "с нами Бог".

     Масло и мед снесть (Ис.7:15). Этим означаются те преславные и неизреченные дары, какие вочеловечившееся Слово Божие сообщит естеству человеческому, или закон Божий, о котором сказал Христос, что он брашно Его (Ин.4:34), или те Божественные дары, которые обещаны святым душам в сказанном: шедше купите, и ядите (и пиите) без сребра и без цены вино и тук (Ис.55:1). Об этих-то дарах говорит Иов, что не будут даны нечестивому, и что он не будет возвеселен причастием из потоков и источников меда и масла кравия (Иов, 20:17).

     Прежде неже разумети Ему, отринути лукавое и избрати благое... оставится земля (Ис.7:16); то есть прежде нежели родившееся отроча придет в состояние, чтобы различать доброе и худое, оставится земля, о которой вы теперь заботитесь. И действительно, земля была оставлена упомянутыми двумя царями. Но пророк имеет здесь в виду и то, что земля и народ Иудейский будут оставлены, прежде нежели Сын Марии придет в возраст, в котором младенец различает доброе от злого. Если Иудеи не верят Евангелию, пусть прочтут в римских памятных записях и найдут, что в тот самый год, в который родился Господь наш, земля их оставлена Богом, Иудеи стали подвластны Римлянам, и произведена у них перепись для поголовной подати. И... позвиждет Господь мухам, яже при реках Египетския, и пчеле, яже есть во стране Ассирийстей. И приидут вси и почиют в дебрех Вамоф (Ис.7:18-19). Мухами называет пророк Египтян, а пчелами Ассириян, ибо они пришли с Феглаффелласаром в землю Израильскую, и опустошили ее.

     В день оный обриет Господь бритвою упоенною, то есть Ассириянами, которых праведный гнев изострил, как бритву, обриет об ону страну реки Иордана (Ис.7:20), то есть колена Рувимово и Гадово и половину колена Манассиина.
     В той день кормити будет человек юницу от волов и две овце: и... от множества творения млечнаго масло и мед снесть (Ис.7:21-22). Этим возвещается обилие, которое будет по возвращении из плена.
Глава 8

     Приими себе свиток... велик и напиши в нем писанием человечим, спешат на пленение сотворити корыстей (Ис.8:1). Напиши не трудными для чтения начертаниями, но раздельными буквами, которые легко было бы разобрать. Напиши писанием человечим, чтобы для всех было очевидно и ясно. Но как рождение Еммануила было знамением удаления браней, ибо было предсказано, что при рождении Девой Марией вселенная будет наслаждаться миром, так рождаемый пророчицей служил знамением приближения брани.

     Поэтому сказано: нарцы имя ему: скоро плени, нагло расхити. Различие между тем и другим видно не только в рождении, но и в знаменовании; в рождении - потому что одного родит Дева, а другого - пророчица, в знаменовании же, потому что прежде неже разумети отрочати назвати отца или матерь (Ис.8:3-4), прежде нежели сын Исаии в состоянии будет называть отца или матерь, придет Феглаффелласар, и убьет Расина, царя Дамаска, и пленит Самарию, что и случилось вскоре после этого, в царствование Факея.

     Понеже не восхотеша людие сии воды Силоамли текущия тисе (Ис.8:6), то есть покойного и кроткого владычества Давидова дома, которое казалось десяти коленам тяжким и несносным. Поэтому, когда презрели они спокойное владычество дома Давидова, пророк угрожает им тяжким владычеством Ассириян.

     Возводит Господь на них воду... многу. Водой многой пророк называет Феглаффелласара, Салманассара и Сеннахирима - царей Ассирийских. Их и войска их сравнивает Исаия с водой: как по многочисленности, так и потому, что Ассирияне обитали при водах. И возведет их на все потоки их (Ис.8:7), то есть наведет множество Ассириян, которые поработят и разграбят землю Иудину и все города ее, выпьют и иссушат воды кладезей и источников их. Наводнит разливаясь, достигнет до выи. Этим указывается, что тяжкие бедствия, постигшие Иудеев, прострутся даже до Иерусалима - главы земли Иудейской. И будет полк его, во еже наполнити всю ширину страны Твоея, Еммануил (Ис.8:8), то есть вся земля Иудейская при Сеннахириме будет наполнена Ассириянами.

     Трепещите, народы, и покаряйтеся (Ис.8:9). Иже аще совет совещаете, разорит Господь; то есть Господь обнаружит безрассудность ваших замыслов. И слово, еже аще возглаголете, не пребудет (Ис.8:10). Вы изрекаете определения, но определения ваши не исполнятся: их разорит Еммануил Господь, хранитель земли нашей.

     Тако глаголет Господь мне, как бы взяв меня за руку и уча не ходить путем людий сих (Ис.8:11). Слова эти относятся к колену Иудину, которое Бог обещает отклонить от хождения путем дома Израилева, то есть от похотей его.

     Господа сил, Того освятите, и Той будет тебе во освящение, то есть будет домом убежища и помощником тебе, дом Иудин. Будет... камнем преткновения, и камнем запинания обоим домам Израилевым (Ис.8: 13-14), то есть всем Ефремлянам и тем из Иудеев, которые радовались пришествию Расина.

     Свяжите свидение и запечатайте закон (Ис.8:16), то есть свидетельство, Мною изреченное, запечатайте до дня, когда сбудется, что сказал я, когда слово подтвердится делом и пророчество оправдается исполнением. Пророк таинственно указывает и на день Мессии.

     А я, держась учения своего, пожду Бога, то есть буду тверд в своих мыслях, ожидая исполнения того, о чем предсказал. Отвращшаго лице Свое от дому Иаковля (Ис.8:17). На дом Иаковлев произнесен праведный суд Господом, Которого Израильтяне прогневали множеством злодеяний своих.

     Се, аз и дети, яже ми даде Бог (Ис.8:18) в знамения, то есть я и сыны мои, данные мне Богом, служим знамением, и один из сыновей моих предзнаменует своим именем Сына Девы, с пришествием Которого умиротворится земля, а другой возвещает своим именем, что приближается к окончанию определенное время, и скоро наступит пленение Ассирийское [2].

     И аще рекут к вам: изыщите чревоволшебников и от земли возглашающих, тщесловующих, иже от чрева глашают; не Господни суть людие, иже испытуют мертвыя о живых (Ис.8:19). Израильтяне уподобились народам, которые о живых братиях вопрошают кости мертвых, поэтому пусть знают, что они не народ уже Божий.

     Пройдет по земли и огорчит ее, то есть Господь поразит гладом землю народа Своего. И будет, егда взалчете, скорбни будете и зло речете царю своему. Народ, мучимый голодом, будет злословить и царя, и Бога своего, что не избавил их от бедствия. И воззрят... горе. Пророк указывает на покаявшееся Иудино колено, поэтому говорит; не угнетет утесненнаго (Ис.8:21-22) , то есть не будет более угнетать утесненный и исполненный скорбей дом Иудин.
Глава 9

     Скоро твори, страна Завулоня и земле Неффалимля, то есть ускорили обитатели земли Завулоновой идти в плен и обитатели земли Неффалимовой лишиться владений своих. И укрепилось царство, то есть Ассирийское; славен стал венец царей его, усилилось владычество его. И этим указывается время двух царей Ассирийских Феглаффелласара и Салманассара, из которых первый начал, а второй окончательно отвел в плен Израильтян. Путь моря об ону страну Иордана (Ис.9:1), то есть не берег морской, но те земли Израильтян, через которые лежал путь к морю из мест, находившихся внутри земли обетованной, которые были сопредельны с владениями Тирян и Сидонян. Пророк говорит, что жители их отведены были в плен со всеми, живущими в Галилее языческой.

     Людие ходящии во тме видеша свет велий: живущии... во... сени смертней, свет возсияет на вы (Ис.9:2). Это исполнилось, когда Господь наш начал проповедовать спасительное Евангелие Свое и творить знамения в Галилее и в пределах колен, перечисленных ранее.

     Ты умножил народ, и не увеличил радости. Увеличил число Израильтян, и не доставил тем большой радости Иудеям. Возвеселились пред Тобою... якоже веселятся делящии корысти (Ис.9:3), то есть падению и пленению Израильтян возрадовался дом Иудин.
     Зане разсыпа ярем лежай на них. Сокрушил Израильское царство, которое хотело поработить Иудеев. Якоже в день, иже на Мадиама (Ис.9:4), то есть истребил Израильтян подобно тому, как истреблены Мадианиты при Гедеоне.
     Всякие гласы слышны среди волнения, то есть голоса Иудеев, радующихся о пленении Израильского царства. Всякая одежда обагрена кровью. Под одеждой подразумевается самый народ Израильский, обагренный собственной своей кровью. Бысть в сожжение и в пищу огню (Ис.9:5) , то есть Израильтяне переданы Ассириянам, которые, подобно огню, истребят их.

     Отроча родися нам, Сын, и дадеся нам (Ис.9:6). Сказанное здесь частично относится к Езекии, но большей частью не может быть приложено к нему, даже и то, что можно бы относить к Езекии, в таинственном смысле должно прилагать ко Господу Езекии, произошедшему от семени его. И нарицается имя Его... Чуден. Господь чуден, потому что Он - истинный Бог и является как человек. Советник, Бог крепкий веков. Пророк свидетельствует, что Сын, Который родися... и дадеся нам, есть Бог веков: и века настоящего, - как Творец, Промыслитель, Попечитель и Животодавец, и века будущего, - как Царь, как Судия, как наследие и блаженство святых. Князь мира, - это может быть отнесено и к миролюбивому Езекии, по причине кротости его правления.

     И мира Его несть предела. Это исполнилось в Господе нашем. На престоле Давыдове и на царстве его. Господь воцарится на престоле Давида, который был праведен, а не на престоле Ахаза, который был нечестив. Исправити е и заступити... в суде и правде, то есть в суде и правде, как было это в царствование Давида. Отныне и до века - выражение, употреблявшееся при благословении, подобно следующему: да живет господин царь во веки! Ревность Господа Саваофа сотворит сия (Ис.9:7) . Если слова эти приложить ко времени Езекии, то будут они относиться к Филистимлянам, которым сказано: не радуйтеся... иноплеменницы, то есть Филистимляне (Ис.14:29).
     Людие Ефремовы и живущии в Самарии, в досаждении и высоцем сердцы глаголюще: оставим плинфы... изсечем камение и посечем дикие смоковницы и заменим кедрами, и созиждем себе столп (Ис.9:9-10). И поедят Израиля всеми усты (Ис.9:12). Пророк указывает на Феглаффелласара и союзников его, которые ниспровергли царство Ефремово. И укрепит на него Господь врагов Расина, в котором Израильтяне видели свою надежду и защиту. Но еще рука Его высока (Ис.9:12), потому что Бог наведет на Израильтян Салманассара, подобного Феглаффелласару.
     И людие не обратишася, дондеже язвени быша (Ис.9:13), то есть пока Салманассар не покорил Самарию и жителей ее не отвел в плен.

     И отъят Господь от Израиля главу и ошиб (Ис.9:14), то есть собственных их судей, которых поставлял над ними Господь, и ложных пророков, которых они сами себе находили.

     И будут блажащии людий сих льстяще, и... поглотят я (Ис.9:16), то есть нечестивые священники и лживые пророки окажутся льстецами и доведут народ до того, что погрязнет он в Вавилоне. Сего ради о юношах их не возвеселится Господь, и сирот их и вдовиц их не помилует. Израильтяне преданы будут во власть врагов, которые умертвят юношей их, отведут в плен их сирот и вдовиц, яко вси беззаконнии и лукавии (Ис.9:17), кроме небольшого числа праведников, живущих среди них, которые, однако же, вместе с ними подвергнутся бедствиям. И избранные объяты будут дымом, то есть бедствием, какое постигнет весь народ.

     И разгорится яко огнь беззаконие. Гнев раздраженного Господа подвергнет их наказанию. И разгорится в чащах дубравных (Ис.9:16). Пророк дубравой называет весь народ, а чащей - юношей и мужей, сильных во бранях.