К ПОЗНАНИЮ БИБЛИИ. Епископ Александр (Милеант) ЧАСТЬ 1. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ Священное Писание по творениям святителя Феофана Затворника

В Ветхом Завете Бог посылал на землю пророков, которым сообщал Свою волю, а пророки, движимые Духом Святым, истолковывали и сообщали людям закон Божий, "предживописуя имеющее быть искупление" и спасение людей (Еп. Феофан. Псалом 118. Изд. 2-е. М., 1891. - С. 14). Затем Сам Христос Спаситель, придя на землю, возвестил миру, как должен человек жить на земле, чтобы быть достойным Неба... Сын Божий, воплотившись, возвестил явно об Отце и изъяснил волю Его и Свою, вступив с человечеством в Новый Завет... Спаситель мира во время пребывания Своего на земле сообщил человечеству учение о спасении и вечной жизни, а после славного Воскресения Своего послал святых Апостолов проповедовать слово Божие по всей вселенной... С тех пор, как вышел Сеятель на сеятву, Он не перестает сеять. Сначала Сам лично сеял, потом через апостолов, а наконец через Божественные Писания и богомудрых учителей (Еп. Феофан. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из слова Божия. М., 1991. - С. 116).

Под Священным Писанием разумеются книги, написанные по вдохновению Духа Божия богопросвещенными лицами - пророками и апостолами. Из всех книг Священного Писания особо важное значение для христианина имеет Евангелие, в котором святые Апостолы повествуют о земной жизни Спасителя мира и излагают Его учение о спасении. Священное Писание есть духовная сокровищница Церкви и всего рода человеческого, в нем движется Дух Божий, Который движет душу читающего (Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника. Собрание писем. Вып. V и VI. М., 1994. - С. 70, вып. VI). Богооткровенная истина для христианина составляет трапезу Божию, ибо она питает душу небесными, Божественными стихиями добрых помышлений и благих чувств... Слово Божие, исшедшее из недр Божества, само обладает Божественными свойствами и, проникая в душу человека, сообщает ей эти свойства (Еп. Феофан. Слово Божие // Домашняя беседа. Февраль. Вып. 7. 1872. - С. 169).

Бог есть свет, и слово Божие светоносно, потому и душа, приявшая его, становится просвещенною и светоносною (там же). Священное Писание сообщает человеку светлые понятия о всем существующем в мире. Оно не многословно, но содержит всеобъятную систему ведения, которая потом сама собою может развиться в умах и сердцах смиренно верующих (Твор. Феофана Затворника. Толкования Посланий апостола Павла. М., 1998. - С. 75). Подобно тому, как солнце, восходя, освещая все пути, по которым должен идти путник, так слово Божие, исходя из уст Божиих, освещает все пути богоугодной жизни, и возревновавший идти по ним ясно видит, куда идти, и идет смело, не боясь, что оступится (Еп. Феофан. Псалом 118. - С. 406-407).

Священное Писание просвещает и возбуждает совесть, проясняет обязанности христианина в различных случаях жизни и указывает на существующие недостатки и ошибки. Слово Божие, уподобляется зеркалу. Как, смотрясь в зеркало, всякий видит, где какое пятно или порошинка, на лице или на платье, так и душа, читая слово Божие и там исчисленные заповеди рассматривая, не может не видеть, исправна ли она в тех заповедях или неисправна; совесть, просвещена будучи при сем словом живого Бога, тотчас скажет это ей нелицемерно (Еп. Феофан. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? Л. 1991. - С. 127-128).

Богооткровенные истины чрезвычайно сильно влияют на душу христианина, так как они входят внутрь ее подобно огню, который оживотворяет добро и попаляет зло. Бог есть жизнь, и слово Божие живоносно, а потому и душа, приявшая его и напитанная им, имеет живот в себе и источает его из себя (Епископ Феофан. Слово Божие. - С. 169). Чтение Священного Писания укрощает страсти и способствует искоренению их. Какая бы ни волновала тебя страсть, начни читать слово Божие, и страсть будет становиться все тише и тише, а наконец, и совсем угомонится (Епископ Феофан. Мысли на каждый день года - С. 168).

Слово Божие для христианского подвижника есть меч духовный, который поражает духов злобы и укрепляет его в невидимой брани. Истины Божий, подобно лучам Божественного умного солнца, проникают в сердце человека, согревают его и очищают своим огненным действием. Слово Божие питает жизнь духовную, вводя сознание в возвышенные созерцания и пленяя ими сердце, дает христианину силу для борьбы с ложью и грехом (Творения иже... Толкования Посланий апостола Павла. - С. 207).

Как иные мягкие и удоборазлагаемые тела, принимая на себя твердые, каменистые частицы, сами делаются твердыми, окаменевают и становятся недоступными повреждению и разложению, так и душа, напитавшаяся и проникнувшаяся словом Божиим, затвердевает в истине и добрых расположениях так, что делается безопасною от поражений лжи и греха (Епископ Феофан. Слово Божие. - С. 169).

Чтение и усвоение Священного Писания должно предваряться внимательной молитвой, потому что для усвоения богооткровенной истины человеку необходима помощь Божия. Пока один ум трудится над уразумением Писания, до тех пор получаемые истины держатся в голове для интересов ума, большею частью бесплодно для жизни. Озарение же свыше, печатлея эти истины в сердце и давая вкусить их, делает их направителями жизни, а опыты жизни еще полнее дают уразуметь силу их (Еп. Феофан. Письма о духовной жизни. Изд. 4-е. М., 1903. - С. 118-119).

Приступая к чтению слова Божия, христианин должен поставить себя в присутствие Божие и испросить у Господа просвещение разума. Для лучшего усвоения Священного Писания полезно заучивать на память слова Господа и святых Апостолов, стараясь при этом яснее и полнее обнять мысль Спасителя и глубже проникнуть в значение ее и связь со всею суммою наших верований (Епископ Феофан. Письма к разным лицам о разных предметах веры и жизни. Изд. 2-е. М., 1892. - С. 96).

Чтение Священного Писания должно сопровождаться размышлением, которое способствует уяснению и усвоению прочитанного. Если встречаются неудобопонятные места в Священном Писании, то объяснение их человек должен искать в сокровищнице Святой Церкви, которая в понимании Писания прозревает и берет ту именно мысль, какую Святой Дух внушал святым писателям во время писания' боговдохновенных книг.

Читая слово Божие, христианин должен стараться усваивать богооткровенные истины, содержащиеся в нем, своим разумом и запечатлевать их в своем сердце. Святые отцы советуют ежедневно читать Священное Писание с размышлением, углубляясь в силу слов и, сколько можно, доводя их до сердца и питая ими свою душу. От читающего требуется полное сосредоточение душевных сил, участие не столько холодного ума, сколько глубоко чувствующего сердца, при непременном условии воспользоваться прочитанным и применить его к жизни. Ничего из заученного, не оставляйте голым знанием, а так устройтесь, чтоб оно влияло на ваш нрав, на ваши чувства и расположения и служило руководством в вашем поведении. Этого легко достигнете, если заучиваемое будете при размышлении прилагать к себе (Там же. - С. 96-97).

Усвоение слова Божия одним только разумом не может быть полно и удовлетворительно, потому что многие Богооткровенные истины постигаются уже после вступления на путь заповедей Господних. Если человек усердно читает Священное Писание и обогащает ум словом Христовым, но проявляет нерадение о сообразовании с ним сердца и жизни, то полученное знание у него останется, как песок, насыпанный в голове и памяти, и лежит там мертвым (Творения иже... Толкования Посланий апостола Павла. - С. 209).

Слово Божие представляет для человека непостижимую глубину и неисследимую бездну. Священное Писание во всех своих частях есть неиссякаемый родник святого назидания, которое, однако ж, надобно вырывать из него, как драгоценный металл из недр земли, трудолюбивым углублением в силу Божественных словес (Еп. Феофан. Шестопсалмие // Прибавление к Тамбовским епархиальным ведомостям. Сентябрь. № 9. 1871. - С. 490). Тайны Божий открываются последователю Христа постепенно, по мере преуспеяния в духовной жизни. Ревностное исполнение заповедей Божиих приводит к очищению сердца от страстей, и в этот период жизни духовной в человеке открывается действо Духа с дарами Его, в числе которых и дар ведения истин Божиих (Письма епископа Феофана к "неизвестному" Владыке // Душеполезный собеседник. Сентябрь. 1905. - С. 268).

Христианин с чистым сердцем становится храмом Божиим, тогда разумение его вводится на самую высшую степень (Творения... Толкования Посланий апостола Павла. - С. 240), которую Святые отцы называют созерцанием, когда открывается уму окно в духовный мир, и он созерцает там предметы, как глаз смотрит на видимое во вне (Епископ Феофан. Псалом 118. - С.18).