ВВЕДЕНИЕ В ВЕТХИЙ ЗАВЕТ проф. П.А. Юнгеров

ЮНГЕРОВ Павел Александрович (1856-1921), русский православный библеист-ветхозаветник. Родился в Самарской губернии в семье священника. Отец его был выдающимся пастырем ( Святой праведный Александр Чагринский - А.П.). По словам Юнгерова, к нему «за духовным советом народ сходился не десятками, не сотнями, а тысячами». Влияние отца укрепило в будущем ученом глубокую религиозную настроенность, которую он сохранил до конца дней. Завершив курс в Самарской ДС, Юнгеров поступил в Казанскую Духовную Академию, которую блестяще окончил в 1879. Тогда же им была защищена диссертация «История и значение пророческого служения в иудейском народе» и началась его преподавательская деятельность в академии.

Юнгеров посвятил свою педагогическую и научную работу *исагогике, *экзегезе и переводу книг Ветхого Завета. Во многом ему пришлось работать самостоятельно, поскольку в годы его студенчества (после хиротонии *Тихона Клитина) кафедра Ветхого Завета была вакантной. Ориентиром для Юнгерова служили труды казанского профессора по кафедре Нового Завета - М.И.*Богословского. Пробные лекции Ю. касались экзегезы отдельных мест Исхода и библейской истории миротворения (ПС, 1880, № 4). В 1880 он получил степень магистра за работу, которая обобщила ветхозаветное учение о *посмертном бытии («Учение Ветхого Завета о бессмертии души и загробной жизни», Каз., 1882).

В 1888, несмотря на стесненные материальные обстоятельства, Юнгеров отправился на Восток, где изучал библейскую *археологию и *древнееврейский язык, а в 1889 слушал лекции протестантских библеистов в ун-тах Берлина и Лейпцига. Из своих занятий Юнгеров вынес убеждение, что «православный русский толковник имеет право и долг уяснять буквально-исторический смысл ветхозаветных писаний и пользоваться выработанными в современной западной исторической, археологической и ориенталистической науке данными и выводами, но не забывать и высшего Христо-пророчественного и морального смысла их, раскрытого отцами Церкви,  и его всесторонне раскрывать и утверждать».

Эти принципы Юнгеров привел в своем обширном труде «Книга пророка Михея. Библиологичесское. и экзегетич. исследование» (Казань 1890), который включал еврейские, греческие и славянские текст Михея с русским переводом и комментариями. Особое внимание ученого было направлено на выработку критериев, позволяющих выбрать из еврейского текста и древних переводов наиболее древнее прочтение. За аналогичный труд о Книге пророка Амоса (Каз., 1897) Юнегров был удостоен степени доктора.

Область библ. *богословия Ю. обогатил работой «Вероучение Псалтири, его особенности и значение в общей системе библ. вероучения» (Казань  1897). Исследователь подошел к Псалтири не просто как к древнему памятнику, а как к живому боговдохновенному свидетельству веры.

Но главным делом жизни Юнгерова П. А. стало создание первого в России научного свода ветхозаветной исагогики, а также его перевод Ветхого Завета на рус. язык.

До Юнгерова в русской православной исагогич. литературе существовали лишь изданные посмертно записи лекций митр.*Филарета (Дроздова) и еп.*Михаила (Лузина). Но прогресс библейской науки требовал нового обобщающего труда. Юнгеров хотел, чтобы он служил не только в качестве академического пособия, но и адресовал его всем интересующимся Библией. Сначала он печатал многочисл. исагогич. статьи в «Православном Собеседнике», а затем объединил их в книге «Общее историко-критическое введение в священные ветхозаветные книги» (Казань 1902). Курс включал историю происхождения свящ. книг, историю *канона, текста и переводов, а в 1910 в дополнение к книге вышел в Казани его «Очерк истории толкования священных ветхозаветных книг Священного Писания», который в том же году был включен во 2-е изд. его исагогики.

За этой работой последовал цикл статей о происхождении отдельных книг Ветхого Завета, объединенный в 1907 в двухтомный курс «Частное историко-критическое введение в священные ветхозаветные книги».

Оба труда подвели итог рус. *старой исагогике. Ю. отклонил как недостаточно обоснованные все теории *новой исагогики о происхождении книг ВЗ. В частн., он отверг и *документарную теорию происхождения Пятикнижия, и теорию коллективного авторства Кн.Исайи.

Работая как переводчик ВЗ, Ю., в отличие от создателей *син. перевода, основывался на *Септуагинте. Лишь во вторую очередь он обращался к *масоретскому тексту и слав. переводу. Свои переводы свящ.  книг Ю. предварял краткими вводными статьями, в к-рых рассматривал гл. обр. филологич. проблемы и указывал лит-ру. Переводы были снабжены подстрочными примечаниями. Этот труд Ю. *Глубоковский охарактеризовал как «великий научно-церковный подвиг». Переводы публиковались в «Православном Собеседнике» (а затем отд. оттисками) в след. последовательности:  Притч (1908), Ис (1909), Иер и Плач (1910), Иез (1911), Дан (1912), *Малые пророки (1913), Еккл и Песн (1916). Перевод Псалтири был издан в Казани [1915] и переиздан в Пекине миссионерским обществом (1925).

u Основные идеи и характер ветхозав. учения о бессмертии души в сравнении с учением египтян и персов, ПС, 1883, т.I; Внебибл. свидетельства о событиях, описываемых в кн. прор. Даниила, Каз., 1889; Кн. Есфирь и внебибл. памятники, Каз., 1891; Псалтирь и ее значение в связи с заключающимся в ней вероучением, Каз., 1894; Канон ветхозаветный, ПБЭ, т.8, с.274-94.

l Празднование двадцатипятилетия службы проф. П.А.Ю., ПС, 1905, № 1; ЭСБЕ, т.41.


Из "Библиологического словаря" свящ. А. Меня:
Юнгеров Павел Александрович (1856-1921)

Павел Александрович Юнгеров родился в 1856 году. По окончании Казанской Духовной Академии был оставлен на кафедре Священного Писания Ветхого Завета. В 1882 году Павел Александрович защитил магистерскую диссертацию на тему «Учение Ветхого Завета о бессмертии души и загробной жизни», а в 1897 году за труд «Книга пророка Амоса. Введение, перевод и объяснение» ему была присуждена ученая степень доктора богословия.

Профессор Юнгеров оставил большое количество трудов по истории, критике и толкованию Священного Писания. Его курс «Общее историко-критичес-кое введение в Священные Ветхозаветные книги», удостоенный премии митрополита Макария, явился своего рода итогом русской ветхозаветной апологетической исагогики. Профессор М.И. Богословский, подробно изучивший эту работу, называл ее «капитальнейшим трудом в нашей библейской исагогической литературе».

Павел Александрович Юнгеров скончался в 1921 году.