Св. Ефрем Сирин Толкование на книгу Второзаконие Главы 22-34
Глава 22

   Видев телца брата твоего или овцу его заблуждающыя на пути, да не презриши я (Втор.22:1). Замечено, что из-за ненависти к врагу человек выказывает свою ненависть и к скотам его. Но если повелено тебе быть милосердным к скотам, животным и птицам, то не гораздо ли более должен ты быть милосерд к человеку? И если за добро, какое сделаешь тельцу и ослу, обещано добро тебе самому, то не тем ли паче воздано тебе будет добром за всякое добро, оказанное тобой человеку?

     Аще же улучшии гнездо птичие... и мати седит на птенцех или яицех, да не возмеши ея со птенцы (Втор.22:6), потому что матерь, оставленная в живых, может иметь других птенцов. Но если оставишь птенцов, взяв матерь их, то они умрут злой смертью. А если возьмешь и матерь и птенцов, то землю свою лишишь птиц. Закон предписывает иметь любовь и к птицам, какой же любви требует он от тебя к человеку? При этом помни и такое изречение: кто не любит убийцу, тот заботится о благосостоянии общества; и другое изречение: кто любит убийц, тот обнаруживает ненависть свою к убитым, и препятствует благоденствию живых, потому что жизнь их не избавлена от страха.

     Да сотвориши ограждение на кровле дому твоего (Втор.22:8). Новый дом - новое Евангелие; ограждение - заповеди Христовы.
     Да не облечешися в ризу... от льна и волны вкупе ткану (Втор.22:11). Законодатель хотел, чтобы народ его даже и в самой одежде далек был от народов языческих.

     Аще же кто поймет жену... и возглаголет на ню: не обретох ю девицею... и наложит на ню обличительные словеса (Втор.22:13), то если жена действительно виновна в прелюбодеянии, - должна быть побита камением, а если обвинение мужа ложно, - он должен заплатить сто сиклей серебра. И если муж богат, то, заплатив, подвергнется поруганию; а если беден, то подвергнется поруганию и даст за себя залог. И если из-за невозможности отпустить от себя жену, будет мучить ее, то подлежит за это наказанию. Но чтобы тот, кто не может предать жену смерти по ложному обвинению, не убил ее из ненависти, дозволено давать книгу отпущения. Поэтому-то Господь наш говорит: Моисей по жестосердию вашему повеле вам пустити жены вашя... разве словесе прелюбодейна (Мф.19:8-9).

     Аще же обрящется человек лежай с женою мужатою, убийте обоих вместе, и измите злое от себе самих (Втор.22:22,24). Оба должны быть преданы смерти: жена - за то, что отвергла стыд, и особенно за то, что, имея мужа, пожелала другого; прелюбодея же - за то, что мог быть не блудником, а мужем своей жены. Также должно предавать смерти и того, кто ляжет с обрученной девой. Ибо меч жаждет крови того, кто пиет воду татьбы... от источника чуждаго (Притч.9617-18).

Глава 23
     Да не внидет Амманитин и Моавитин в храм Господень: и даже до десятого рода... яко наяша на тя Валаама сына Веорова из Вафура, от Месопотамии, да тя прокленет (Втор.23:3-4). Обманщик Валаам, когда шел в путь, с хитростью говорил: слово, еже аще вложит Бог во уста моя, сие реку (Чис.22:38). Амманитянин изображает собой язычника, а Моавитянин - еретика.

     Об Идумеянине сказано: в роде третием да внидет, потому что Идумеянин никого не нанимал на погибель твою. Также и о Египтянах сказано: в роде третием да внидут (Втор.23:7-8). Хотя в последнее время причинили они вам много зла, но должны вы помнить то добро, какое сделали вам при жизни Иосифа. В роде третием да внидут, то есть после того, как оставят худые обычаи отцов своих. Ибо сказано: после того, как будет у них третий род. И если оставят языческие обычаи отцов своих, то внидут; а если не оставят, то не внидут и в десятом роде.

     И рылец да будет у тебе кроме оружия твоего, и... егда сядеши... да ископавши им... и покрыеши стыдение твое (Втор.23:13). Рылец означает сидение и разумение, или покаяние и сердечное сокрушение. Душа разумная в слезах скрывает грехи, эту душевную нечистоту. Оружием же именуются или заповеди, или благодатная сила Святых Таинств, составляющих для души непреодолимое оружие.

     Да не предаси раба господину его (Втор.23:15). Если кто из язычников, например Перс, был в рабстве у Идумеянина, не выдавай его господину его. Отсюда заимствовал и Соломон сказанное им: Не предаждь раба в руце господина, да не когда прокленет тя (Притч.30:10). В смысле духовном можно понимать это о диаволе и душе, спасающейся от него бегством.

     Да не принесеши мзды блудничи, ниже цены песии в дом Господа Бога твоего (Втор.23:18). Мзда блуднича - пост, молитва и милостыня еретиков; цена песия - милосердие и приношения язычников и Иудеев. Законодатель дает этим разуметь, что обеты их неблагоугодны Богу.

     Аще же внидеиш в виноград ближняго своего, да яси гроздие, елико души твоей насытитися, в сосуд же да не вложиши (Втор.23:25). Пусть наполнится до сытости чрево твое по причине голода, но пустым да остается недро твое; и мысль твоя да не вмещает в себе обмана.

     Аще же внидеши на ниву ближняго своего, собирай в руце свои класы, а серпа да не возложиши на ниву ближняго (Втор.23:24). И здесь пусть прострется рука твоя, по причине голода, но не заноси серпа, потому что этим покажешь уже алчность.

Глава 24

     Аще же кто поймет жену и поживет с нею, потом отпустит ее, и выйдет она из дому его, не возможет (Втор.24:1, 4) возвратить ее и ввести к себе в дом, во-первых, чтобы не возбудились опасения во втором ее муже, и этим не произведена была взаимная вражда между первым и вторым мужем, а во-вторых, чтобы жена, вследствие возбужденного подозрения, не была совершенно оставлена, когда один не станет удерживать ее у себя из ненависти, а другой не возьмет к себе из страха и опасения.

     Да не возмеши в залог (Втор.24:6) верхнего и нижнего камня жернова. Нижним камнем жернова называет Иудейскую синагогу, а верхним - закон, впоследствии отнятый у Иудеев, или Самого Отца, Вождя их, который как бы носим был на учении пророков. Аще же пожнеши ниву твою... и забудеши сноп... да не возвратишися взяти его (Втор.24:19). Сжатый тобой сноп оставь в пищу бедному, чтобы самому тебе найти насыщение в жатве, тобой собранной.

     Аще же масличие собираеши (Втор.24:20), не пересматривай, не осталось ли что позади тебя. Не желай оставить маслины свои без всякого на них плода, чтобы не угодно стало Богу соделать их бесплодными. Бог повелевает тебе собрать многое и оставить малое; и тебе, собрав многое, надлежит хотя бы немногое оставить бедному.

Глава 25

     Аще же не восхощет брат мужа... возставити имя брата своего во Израили... приступивши жена брата его к нему... изует сапог его... и да речет: сице да сотворят человеку, иже не созиждет дому брата своего... И прозовется имя его во Израили дом изутаго из сапога (Втор.2567,9-10). Это есть образ Церкви, которая изула (скинула) духовный сапог народа Еврейского, и отдала оный сынам своим, плюнула в лицо народу Еврейскому, потому что не восхотел создать дом Еммануилу, Который, воплотившись от Девы, соделался братом сынов Иаковлевых. Прозовется домом изутаго из сапога; так и народ Еврейский доныне именуется народом распинателей.

     Да не будет во влагалищи твоем мерило и мерило, великое и малое... мерило истинно и праведно да будет тебе (Втор.25:13,15). Мерилами, великим и малым, именуются расположение и любовь искренние и всецелые, а также расположение и любовь неполные и нетвердые. Влагалищем же называется душа, для которой невместимой стала другая любовь. Под образом двух мер представлена истина и заблуждение, или два образа жизни, один по истине и духу, а другой по плоти и заблуждению.

Глава 26
     И да возмеши от начатка плодов земли твоея... и вложиши в кошницу, и, встав, пойдеши на место, еже изберет Господь Бог твой призывати имя Его тамо. И да возмет жрец от руку твоею кошницу... и речеши: изыскал я святая из дому моего, и дах я левиту, то есть принес я десятину начатков и отдал левитам. И не ядох в болезни моей от них, потому что не в чем мне было раскаиваться, когда вкушал я произведения земли; сперва дал я десятину, а потом уже вкусил. Не принесох от них, когда был нечист. Свят я был, когда принес десятину. Ниже дах от них умершему (Втор.25:2,4,14). Этим указывается на обычай язычников уготовлять трапезы для мертвых.

Глава 27

     Когда прейдете Иордан, поставьте себе камение велико (Втор.2:27), взятое из Иордана. Израилю повелевается после перехода через Иордан создать алтарь из цельных камней, которых не касалось железо, и потом обелить мелом.

     Алтарь этот есть Еммануил, приемлющий крещаемых по Крещении их. Камни же изображают собой племена и народы, которые после Крещения созидаются в этот алтарь, и в единении духа составляют из себя единое целое. Мел указывает на белые одежды, в какие облекаются восходящие от святых вод. А тем, что камней не касалось железо, дается разуметь, что собственная праведность крещаемых есть ничто.

     И сии да станут на клятву на горе Гевал... И... рекут... проклят человек, иже сотворит изваяние (Втор.27:13-15). В законе проклятия предпоставлены благословениям, потому что сообразно это с духом закона. Ибо закон ведет принуждением к исполнению заповедей. Благословения же, изреченные после проклятий, суть образ новых Евангельских заповедей, потому что они ведут к исполнению их не насильственно, и не страхом, а любовью.

Глава 28

     Благословен ты во граде. Этим означается сонм сынов Церкви. Благословен ты на селе твоем (Втор.28:3). Под этим разумей делание учеников Христовых. Благословена исчадия чрева твоего. Это толкуй о порождениях святых помыслов. И плоды земли твоея. Это означает плодоношение добрых дел. И стада волов. Сие разумей об апостолах. И паствы овец (Втор.28:4). Это указывает на сонм верующих в Распятого. Благословенна кошница твоя (Втор.28:5). Этим напоминается о Святой Трапезе и о Плоти, с нее преподаваемой. И тесто твое. Это разумей о квасе святыни.

     Благословен ты при вшествии твоем. Вшествием называется время начала учения. Благословен ты при исшествии твоем (Втор.28:6). Это указывает на время увенчания после подвига.

     Враги твоя... путем единем изыдут на тя и седмию путьми побежат от лица твоего (Втор.28:7). Понимай это о сборище демонов, которые совокупно исходят на брань и силой семи даров Святаго Духа бывают сокрушены.

     И да послет Господь на тя благословение в хранилищах твоих (Втор.28:8). Под хранилищами разумеется дождь учения церковных учителей. Да отверзет тебе Господь сокровище Свое благое, небо. Этим преподается учение о сошествии Духа от Существа вечного. Даст дождь земли твоей во время свое (Втор.28:12). Этим изображается откровение таин.

     И даси взаим языком многим, ты же не одолжишися (Втор.28:12). Это - святой народ, в учении которого имеет нужду всякий, и который сам ни у кого не заимствует, потому что не преклоняет слуха к учениям убогим.

     И будет небо над тобою медяно. Так и было во дни Илии. И земля... железна (Втор.28:23). И так было во дни ученика его, ибо при Елисее был семилетний голод.

     Да поразит тя Господь пред врагами твоими. Моисей говорит: един из вас поженет тысящы (Втор.32:30), что и было во дни Давида, и два двигнета тмы, что было при Гедеоне: враги... путем единем изыдут на тя и седмию путьми побежат, что было во времена Давида, Иосафата и Езекии (Втор.28:7). Но когда народ Божий оставлял Бога, согрешал, тогда было с ним противное этому: седмию путьми бежал он от врагов своих, что и было при судиях, во дни Саула, в нашествие Ассириян и Вавилонян.

     Семя много изнесет поле твое, и соберешь мало (Втор.28:38). Кор (еврейская мера веса) семян принесет сату (мера сыпучих тел).
     И возложит ярем железен на выю твою (Втор.28:48), то есть владычествовать над ними будут цари языческих народов.
     И наведет... на тя язык издалеча, то есть Вавилонян, как говорит об этом пророк Иеремия (Иер.5:15).
     Не оставит тебе пшеницы, ни вина (Втор.28:5). Это сказано о голоде, бывшем во время осады, когда весьма многие умирали от недостатка пищи. И снеси... плоть сынов... твоих. Так было во время той же осады, как свидетельствуют Иеремия (Иер.19:9) и Иезекииль (Иез.5:10).
     И обратит на тя Господь все язвы Египетские, и другие тягчайшие, написанные в кинзе сей, и останетеся в числе малем (Втор.28:60-62), потому что и прежде пленения и гибели от меча многие из Евреев погибли от голода.

     И разсеет тя Господь... во вся языки... и послужиши тамо богом иным (Втор.28:64). Так было в Вавилоне, где оставались с Даниилом только три мужа, явно проповедавшие, что не поклонятся они истуканам и какому бы то ни было идолу (Дан.3:18).

     И даст тебе Господь тамо сердце печальное и оскудевающая очеса и истаявающую душу. И будет живот твои висящь пред тобою... И возвратит тя Господь во Египет в кораблех (Втор.28:65-66,68), в кораблях врагов, которые пленят тебя, и не будет тебе спасения.

Глава 29

     И не даде Господь Бог вам сердца разумети и очес видети и ушес слышати (Втор.29:4). Евреи, подобно фараону и даже больше его, оказались нечестивыми; и за это, так же как фараон, они подпадают осуждению. Слова же: не даде... и прочие, - поставлены в связи со сказанным об одежде и обуви: не обетшаша ризы вашя, и сапози ваши не сотрошася на ногах ваших; и еще: и шедше послужиша богом иным... ихже не ведяху (Втор.29:5,26), и которые не вам назначены, то есть Евреям не предназначено служить этим богам и славословить их, чем как бы дается такая мысль, что эти иные боги назначены народам языческим.

     Тайная Господеви Богу нашему, нам же явленная и чадом нашым. Это сказано для того, чтобы Евреи не трудились над изысканием и исследованием сокровенного, потому что оно непостижимо, но вникали бы, действительно ли они внимают и следуют тому, что Им открыто и заповедано. Потому и присовокупляет: творити вся словеса закона сего (Втор.29:29).

Глава 30
     Если покаешься, то аще будет разсеяние твое от края небесе даже до края небесе, оттуду соберет тя (Втор.30:4). Рассеяны они были во время Вавилонского плена, собраны и возвращены в землю свою при Зоровавеле.

     Засвидетелствую вам днесь небом и землею: живот и смерть дах пред лицем вашим, благословение и клятву: и избери живот, и возлюби Господа, да живешь на земли, еюже клятся Господь отцем твоим, Аврааму и Исааку и Иакову, дати им (Втор.30:19-20). Вот, Господь совершил, что обещал Аврааму, Исааку и Иакову, потому что возлюбили Его. Во свидетельство этому представляю небо и землю. Таков смысл и присовокупленных слов: да живешь на земли, еюже клятся Господь отцем твоим.

Глава 32
     Бог верен, и несть неправды в Нем (Втор.32:4). Евреи сами себе сделали зло отступничеством своим к идолам. Не идолы извели их от пещи железны (Втор.4:20), не они дали им множество благ в этой пустыне.

     Помяните дни вечныя. От дней Адама Бог постави пределы языков по числу (Втор.32:7-8) сынов Израилевых; определил, чтобы число разных племен и языков равнялось числу сынов Израиля, вошедших с Иаковом в Египет в числе семидесяти душ. Сделал, что ссаша мед из камене (Втор.32:13). Этим означается такое плодородие и обилие земли, что из-за множества пчел мед тек из каменных скал. По объяснению других это означало, что питие, истекавшее из камене, для всякого было тем, чего хотелось ему; кто хотел меда, для того было медом, а для другого было елеем, для иного же маслом коровьим или туком пшеничным (Втор.32:14). Таинственно же означало все это Христа. Он - истинный краеугольный камень, для целого мира источник жизни, для всякого, приходящего к Нему, Он есть то, чего желает каждый: для одного Свет, для другого Дверь, для иного Путь, для иного же Премудрость. Он есть для всякого все и всякому на пользу.

     И елей от тверда камене (Втор.32:13). И здесь елеем именует Моисей или сладкие воды, изведенные из каменной горы, или манну, имевшую вкус муки пряжены с елеем (Чис.11:8), или плоды маслин, растущих на горах, и после благословения соделавшихся еще более плодоносными.

     Уты (ел) Израиль, и оскорбил Всемогущего, спасшего его. Вместо того, чтобы за принятые от Бога благодеяния воздать Ему благодарностью, Израиль оставил и оскорблял Бога, Который соделал его наследником всех народов (Втор.32:5).

     Зубы зверий послю в ня (Втор.32:24), чтобы лишить их спокойствия.
     Отвне обезчадит их мечь (Втор.32:25), то есть враги истребят детей их. В домах их ужас. Гонители наведут на них ужас, в каком был Каин.
     От виноградов бо Содомских виноград их, а не от Авраамовых, потому что делами своими уподобились они Содомлянам. И розга их от Гоморры, а не от Сарры.
     Грозд их грозд желчи для них, то есть плоды дел их навлекут на них бедствия, грозд их... грозд горести, то есть дела их злочестивы (Втор.32:32).
     Ярость змиев (Втор.32:33) ярость их. Ярость их подобна ярости змия, который никогда не отступает. И глава самого злого аспида.
     Вот, народ Мой укрылся и запечатлен в сокровищах, то есть и при всем этом будет он сохранен здесь, в наследии своем. Ибо сказано: яко судити имать Господь людем Своим, и о рабех Своих пожалеет (Втор.32:34,36).
     Воздам месть врагом Моим, и ненавидящым Мя воздам (Втор.32: 41), то есть предам их в руки Мидян, Халдеев и Ассириян.

     Взыди на гору Нево... и виждь землю Ханааню (Втор.32:49). Это изображает нам пророков и закон, которые видели пришествие Еммануила в образах, но не дожили до времени пришествия; видели призвание язычников, но сами не вошли в духовный Евангельский овчий двор. Вси бо пророцы и закон до Иоанна прорекоша (Мф.11:13).

Глава 33
     Господь от Синаи прииде. Там Господь явился мне, когда послал за мной. И явися от Сиира нам, а после того явился и всему народу в пустыне от горы Фарани (Втор.33:2): тьмы святых с Ним, то есть окрест Него, одесную и ошуюю были Ангелы, когда дал нам закон.

     Возлюбил люди, - или так называет народ Израильский, или показывает, что Бог не имеет ненависти ни к одному делу рук Своих, и любит все народы. Моисей говорит сначала об Иуде, по причине его царственного достоинства, а потом о Левии, по причине его священства. После Левия - о Вениамине, а потом об Иосифе, по причине начальственного достоинства (Втор.33:3,7-8,12,16). Этим объясняется, почему Моисей пересчитывает имена сынов Иаковлевых не по порядку. Сколько позволит неведение наше, начнем объяснение благословений.

     Возлюбленный Господем... вселится спокойно (Втор.33:12). Этим указывается на тот покой, в какой потомок Вениамина, Павел, приведен был откровением, бывшим ему на пути в Дамаск. Осенит его весь день, и посреде рамен его почиет. Этим указывается на тот глас, который осенил Павла с неба и показал ему мысленные небеса. И это согласуется с тем, что Бог сказал о Павле Анании: он пронесет имя Мое пред языки... яко сосуд избран Ми есть (Деян.9:15). Удел Вениаминов был в пределах Иерусалима, Еммануил осенял его весь день, когда пригвожденный ко кресту на горе Голгофе до вечера простирал руки Свои.

     И Иосифови рече: благословенна земля его Господом в плодах от росы небесной (Втор.33:13). В Иосифе, как в образе, видим Еммануила. Земля есть человеческое Его естество. Плод от росы небесной свыше, и от бездны, лежащей внизу. Росой небесной изображается в Нем ведение небесного, землей же - ведение земного и того, что над землей. Первый из плодов солнечных, каких Моисей желает Иосифу, то есть разумение святых, изображает собой первый плод Божества. Плод, какой произведет луна, есть тварь. Плод холмов вечных есть воскресение для блаженства после Суда. Плод земли и исполнения ея указывает на блаженство тел по воскресении. Благоволение Обитающего в купине, то есть благословения эти да приидут на главу Иосифу, на вершину венца братьев его, по благоволению Того, Кто обитает в купине (Втор.33:14-16).

     Первородный юнца доброта его; не что-либо обыкновенное принесет в дар Богу, но одесятствует (возьмет десятину) и принесет в дар первородных юнцов. Рози единорога рози его: ими же языки избодет вкупе. Как не знает ярма единорог, так и Ефрем не будет рабствовать. Сии тысящы Манассиины (Втор.33:17). Ефрем изображает народы языческие, которые спасены, потому что вера их возросла и умножилась паче веры народа Еврейского, представляемого здесь в образе Манассии.

     Возвеселися, Завулоне, во исходе твоем. Этим означается радость языческих народов, которые пришли от неведения - к ведению, от заблуждения - к высокой истине. И Иссахаре, в селениих твоих (Втор.33: 18). Этим указывается на веселье святых апостолов в небесных обителях, ибо им даны обители, от которых отбеже печаль.

     Призовут народы на гору. Трубами апостолов и пророков призванные народы из пропасти греха вошли на духовную гору. Богатство морское воздоит их, и сокровища, сокрытые в песке (Втор.33:19). Этим изображается обращение апостолами всех народов. Обремененные тяжестью греха и погрязшие в нечистоте, не могли они войти в духовное море; но апостолами проложен им путь, и они вступили в умную пристань.

     Благословен разширяяй Гада. Этим указывается на Еммануила, Который через апостолов отверз вход в Царство Евангельского учения и расширил оное. Яко лев ночи, сокрушил мышцу и голову (Втор.33:20). Мышцей именуется область демонов, а головой - диавол, которые сокрушены.
     Там сокрыта часть истолкователя, то есть часть Моисея и пророков, истолкователей таин Христовых (Втор.33:21).

     Дан, скимен львов (Втор.33:22), сеет из Мафнаина. Мафнаин есть образ греха и ада. Скимен львов есть Еммануил, Который языческие народы, бывшие дотоле младенцами в духовном, освободил от греха, возлег, и из ада извлек души святых, подобно тому, как львенок высасывает молоко у львицы.

     Неффалим насыщен благоволением и исполнен благословением от Господа (Втор.33:23). Неффалим изображает собой достигших совершенства по благодати Еммануила, Который есть благоволение Отца Небесного. Запад и юг наследит.

     Наследие на западе есть Христос. О нем взывает пророк, говоря: Воспойте... Возшедшему на запады, Господь имя Ему (Пс.67:5). Наследие на юге есть также Христос, разделяющий обители святых в Царстве Своем.
     Благословен от чад Асир. Асир значит начальник поющих, поэтому он предначинатель славословий. Омочит в елей ногу свою (Втор.33:24). Елей означает причастие Духа; нога же - делание правды.
     Железо и медь сапог твой (Втор.33:25). Этим дается понять, насколько тверды и постоянны должны быть те, которые славословят и возвещают Бога.

     Симеон не благословен, потому что был проклят отцом своим Иаковом за избиение Сихемлян, и вместо того, чтобы покаяться в первом своем преступлении, приложил к этому новое преступление в лице Замврия, сына Салмоня, подвергнув истреблению двадесять четыри тысящы (Чис.25:9), которые за грех его поражены язвой. Левий же, хотя и был проклят вместе с Симеоном, но принял благословение от Моисея, во-первых, за ревность левитов, которые поразили братий своих, поклонившихся тельцу, а во-вторых, за ревность левита Финееса, с какой он устремился на Замврия, сына Салмоня, и убил его.

Глава 34
     Моисею же бе сто и двадесять лет, егда скончася: не отемнесте очи его, ни истлеста устне его (Втор.34:7), то есть до того времени, как явился Еммануил и как бы предал погребению закон, пророки ясно видели тайну пришествия Еммануила; пророческие трубы не умолкали, и глас провозвестников не изнемогал до дня явления Сына.