Св. Ефрем Сирин Толкование на книгу Левит Главы 20-26
Глава 20

   И жена... аще приступит ко... скоту, еже быти с ним, да побиете камением жену и скот (Лев.20:16). Повелевая побивать камнями скот, закон хочет истребить и самую память гнусного дела, совершенного в народе, чтобы скот видом своим не приводил на мысль то, что сделала дерзость свободы.

Глава 21

     Человек слеп, или хром, - под образом слепого представлен здесь человек, у которого душевные очи ослеплены вожделением временного; или корносый, - так изображается человек, у которого душевное обоняние отверсто для зловония гнусных страстей и затворено для благоуханий памятования о Господе; или ухорезан (Лев.21:18), - этим, как бы перстом, указуется человек, в слухе которого не остается памятования о заповедях Божиих, и который легко забывает слышанное им, по привязанности своей к сообществу людей злых. Или сгорблен, - это образ человека, который уклоняется от попечения о небесном и обращается к делам мертвым сынов земли; или бельмоочен, - ему подобен человек, который после того, как откровением таин отверсты ему были внутренние очи, тиной мирских попечений повредил и утратил ясность своего зрения; или горбат, - в этом образе закон отлучает от духовного священства всех тех, которые обременены попечением о делах мертвых; или единоятрный, - под этим образом воспрещается возводить на духовную степень человека, который почитается наученным, но в делах своих не показывает того, чему учит других. Или прокаженный, или изливающий семя, - под этим образом отлучаются от служения во святилище и изгоняются те, в которых сохраняются памятование и зависть ветхого человека; емуже есть сокрушение ноги: сокрушил ногу тот, кто из мысли своей изгнал памятование о небесном; или емуже есть сокрушение руки (Лев.19-20); сокрушил руку тот, кто изгнал из помышления своего попечение о добром и о небесном, и заключил уста свои для славословия. Или малорослый, - этим явно указывается на человека, который не хочет возвыситься душой, потому что любит пресмыкаться во прахе, и которому противно ходить в прямом положении, чтобы освободиться от рабства чреву. Или у кого нет волос в бровях, - это образ человека, который утратил целомудрие, грешит и нечествует без стыда, не краснея. Или кто не видит с отверстыми глазами, - это человек, у которого греховная мгла помрачила ясность духовного зрения. Таковых закон удаляет от приношения жертв в святилище, но дозволяет им вкушать от святого, потому что священник преподает им Таинства не для услаждения их, как совершенным, но для очищения от грехов, как грешным.

Глава 22
     Человек, иже аще яст святая по неведению, то есть съест принесенное Богу или по обету, или в десятину, и да даст сие жерцу... святое и да приложит пятую... часть к тому (Лев.22:14).

     И телца или овцу ухорезну. Телец или овца, у которых урезано ухо, суть образ ненавистного непослушания. Или безхвостну. Это образ человека, который всегда готов спорить и привык лукавить. Емуже суть ятра сокрушена, и емуже раздавлена, и изрезана (Лев.22:23-24). Емуже... ятра сокрушена, - это человек, который привык в душе своей утаивать добродетель и лишает ее плодотворности, не делая доброго; ибо те, у которых сокрушены ятра, не могут рождать детей, по установленному Богом закону. И изрезана, - это скопец, и означает человека, который отринул и изверг из себя плодотворность учения и духовного делания, возлюбил же праздную жизнь и тунеядство. Емуже раздавлена, - это человек, который повредил в себе начала порождения мыслей правых и добрых, и когда исходит на делание, не имеет сил привести в исполнение предпринятого, и не совершает этого самым делом.

Глава 23

     Праздники у Евреев были следующие: первый - праздник опресноков, в воспоминание избавления их из Египта. Второй - праздник принесения снопов, начала жатвы, в благодарение Питающему их. Третий - праздник Новолетия. Четвертый - праздник поста и уничижения за служение тельцу; к этому последнему празднику присоединены и другие, подобные отведению их пленниками в Вавилон. Пятый - праздник кущей, в память о Том, Кто осенял их облаком. Чин же богослужения у Евреев составляли ежедневное курение фимиама, возжжение светильника от вечера до вечера, и на одном светильнике хранение неугасимого огня, предложение от субботы до субботы хлебов, которые могли вкушать только жрецы.

     В месяц седмый... да будет вам покой, память труб... и в десятый день седмаго месяца... суббота суббот возвеселитеся пред Господем Богом вашим (Лев.23:24,32,40). В этих образах Бог призывает народ Свой к радости и созерцанию всех разумных существ. И да возмете ветви померанцевые, пальмовые, миртовые, и вербы (Лев.23:40). Четыре рода ветвей изображают четыре сонма созерцающих, что в другом месте изображено четырьмя колесницами и четырьмя животными. В ветвях померанцевых усматривай первый сонм на востоке скинии небесной, в ветвях пальмовых - второй сонм на юге скинии, в ветвях миртовых - третий сонм на западе, в вербе же - четвертый на севере. При этом знай, что скиния сия есть нерукотворенная, сонмы святых окрест ее не переменяют места своего.

Глава 24

     Возми муки пшеничны, и сотвори... дванадесять хлебов: дву десятин да будет хлеб един (Лев.24:5). Это есть новое приношение всех народов. Кислые хлебы суть образ Церквей, собранных из Евреев и язычников, приявших в себя примешение небесного кваса, который, отъяв безквасие мира, даровал им приятность и благоухание. В этих двенадцати хлебах видим также апостолов, в которых сокрыт хлеб, питающий душу, и еще под образом двенадцати хлебов разумеем двенадцать колен, таинственно возлежащих окрест трапезы жизни.

     И пряхуся в полце сын Израилтяныни и муж Израилтянин: и нарек сына Израилтяныни имя и прокля (Лев.24:10-11). Нарек имя, то есть похулил Бога и посмеялся, говоря: "Бог не может ввести народ Свой в землю, которую обещал".

Глава 25

     После седми седмин лет, семь раз по семи лет (Лев.25:8-10), то есть в год пятидесятый, провозглашена будет свобода находящимся в рабстве и возвращено каждому то, чего он был лишен за грехи свои.

Глава 26

     И наведу на вас ужас и проказу, и желтяницу, и течение вреждающее очи и душу истаявающее (Лев.26:16). Ужас, то есть оцепенение, потому что Евреи по распятии Христовом не слыхали уже гласа пророков, священников и царей. И проказу, то есть оставлю их в делах ветхих, потому что не захотели совлечься оных в водах святых. И желтяницу, потому что обличают их явные всем греховные нечистоты. И течение вреждающее очи и душу истаявающее, потому что усилилась великая дерзость их и повреждено у них духовное зрение души их.

     Моисей не дал сынам своим священства, чтобы они не превозносились и чтобы не возбудился ропот в народе, как впоследствии возроптал народ на сыновей Самуиловых и стал просить себе царя, а также поскольку матерь сынов Моисеевых была не Евреянка; и, наконец, поелику Моисей наименован был Богом, то, пренебрегая всем человеческим, не захотел он, чтобы сыны его имели священство.

     Если кто почитает полезным разборчивость в пище, то пусть знает, что Евреи в пустыне сорок лет питались манной, но не могли освятить своих помыслов; а ковчег очистил всех, бывших в нем, потому что верою спаслись они от потопа.