Св. Ефрем Сирин Толкование на книгу Бытие Главы 20-29
Глава 20

   После этого пошел Авраам к Филистимлянам, и из опасения говорил о Сарре, что она сестра ему; посла же Авимелех царь Герарский и взя Сарру (Быт.20:2). Но как Сарра подвергалась уже искушению у фараона и, сверх того, имела во чреве Исаака, и молитва Авраамова была неотступна, то едва взошел на ложе Авимелех, внезапно, как и на Адама, напал на него сон, и сказал ему Бог во сне: се, ты умираеши жены ради сея, юже взял еси: сия же есть сожителствующая мужу. Авимелех ответствовал: язык... праведен погубишь ли? чистым сердцем и в правде рук сотворих сие. Тогда Бог сказал: сего ради не попустих ти коснутися ея... да не согрешиши ко Мне (Быт.20:3-6).

     Авимелех, встав рано утром, призвал к себе Авраама и укорял его, что тот едва не ввел его в тяжкий грех. Авраам сказал на это: "Убоялся я, потому назвал Сарру сестрой; и не солгал в том, ибо она действительно мне сестра, дочь отца моего, но не дочь матери моей, сестра мне по отцу, потому что дочь отцова брата, но не сестра по матери, потому что Арран, сын Фарры, имел в супружестве не сестру, но чужую, и она, любя род свой, осталась в своем племени и не захотела идти и жить вместе с сыном Лотом и с дочерьми Саррой и Мельхой". Тогда Авимелех сказал Сарре: се, дах тысящу сребренников брату твоему (Быт.20:16), и возвращаю тебя ему с дарами, потому что положила ты покров на глаза всем, которые со мной, пред всеми обличила меня. Авимелех говорит: положила покров на глаза всем, которые со мной, - то есть пристыдила всех, бывших с Авимелехом, явно обличая его при всех. Ибо когда внезапный напал на Авимелеха сон, показавший Сарре, что Бог ей помощник, тогда она громким голосом при всех сказала ему: неприлично тебе, оставив жену свою, брать себе другую для прелюбодеяния. Но если бы Сарра по зачатии Исаака не возвратила себе юности, то, конечно, Авимелех не ощутил бы вожделения к той, которой было уже девяносто лет. Помолися же Авраам Богу, и исцели Бог Авимелеха и жену его и рабыни его, и начаша раждати (Быт.20:17). Ибо с того времени, как Авимелех вознамерился взять к себе Сарру, и до возвращения ее Аврааму, болезни рождения мучили жен в доме Авимелеховом, и не могли рождать те, которым наступило уже время рождения.

Глава 21

     Сарре приближалось время родить; родила она Исаака и вскормила его сосцами старости. А после того, как Исаак был обрезан и вскормлен, в день учреждения велия, которое сотвори Авраам... в оньже день отдаися Исаак (Быт.21:8), Сарра увидела смеющегося Исмаила. Примечая же, что Исмаил во всем походит на матерь, а потому заключая, что как она оскорбляла Сарру, так и Исмаил посмеется над Исааком, подумала она: "Если при жизни моей Исмаил так поступает с сыном моим, то, когда умру, не примет ли он части в наследстве моего сына, даже, может быть, не возьмет ли еще себе и двух частей, как первородный?" Так Сарра возревновала о правах сына, - возревновала та, которая не заботилась о собственных правах, когда без ревности отдала Агарь мужу своему. И чтобы сын наложницы не восхитил наследства у сына свободной, Сарра рече Аврааму, изжени рабу сию и сына ея (Быт.21:10). Ибо несправедливо сыну рабыни получить наследие с сыном обетования. Неприлично и тебе поступать вопреки Божией воле в том, на что имеешь обетование от Бога, и делать наследником того, кого не сделал наследником Бог. Авраам же действительно хотел сделать Исмаила наследником, потому что не было у него различия между сыновьями. И потому написано: Жесток же явися глагол сей зело пред Авраамом о сыне... И рече Бог Аврааму... вся елика аще речет тебе Сарра, слушай гласа ея: яко во Исааце наречется тебе семя. Сына же рабыни сея в язык велик сотворю его, яко семя твое есть. Воста же Авраам заутра... и даде Агари хлеб, и воду, и отрока и отпусти ю. Отшедши же заблуждаше в пустыни (Быт.21:11-14). И воззва Ангел Божий Агарь с небесе, и рече ей... услыша бо Бог глас отрочища... ими рукою твоею его: в язык бо велик сотворю его. И отверзе Бог очи ея, и узре кладязь воды... и налия мех воды, и напои отроча (Быт.21:17-19).

     После того Авимелех и воевода его Фихол говорят Аврааму: поскольку известно нам, что с тобой Бог, и Он помогает тебе в бранях с царями, и обещал дать тебе землю Ханаанскую, то боимся, что истребив Хананеев, опустошишь и землю Авимелехову. И потому они спешат заключить завет с Авраамом. И завещаста оба завет (Быт.21:27) с Авраамом.

Глава 22

     И еще Бог искушаше Авраама и рече ему... поими сына твоего... и иди на землю Мория, и вознеси его... во всесожжение, на едину от гор, ихже ти реку (Быт.22:1-2). Чтобы не сказали, что Авраам был в исступлении, исполнение отложено на три дня. Востав... Авраам утро... растнив дрова... и поят... с собою два отрочища и Исаака... и иде (Быт.22:3). Сарре же не открыл, зачем идет, потому что не повелено было открывать, ибо, конечно, и она решилась бы идти и участвовать в жертвоприношении, как участвовала в обетовании о рождении Исаака. Не открыл Авраам и потому, чтобы не воспрепятствовали ему домочадцы и не произвели распри в куще его, чтобы не собрались жители страны и не отняли у него отрока или не заставили его отложить жертвоприношение на несколько дней. Если Авраам боялся сказать и тем двоим отрокам, которых взял с собой на гору, то тем более должен был страшиться многих. И тот, который из страха не хотел открывать намерения своего двум отрокам, когда взошли уже они на гору, и Исаак спросил о жертве, - тот пророчествует ему, как пророчествовал и рабам, оставленным внизу у горы.

     И связав Исаака... возложи его на жертвенник... и извлек ножь (Быт.22:9-10), но удержал его руку Ангел Господень. А чтобы Авраам не подумал, будто бы по какому-нибудь недостатку отринута жертва его, сказал ему, что вот, показал ты благоговение свое пред Богом, и через того, кто для тебя всего любезнее, открылась любовь твоя к Господу всяческих. Итак, Авраам стал славен и тем, что в сердце заклал уже сына, хотя и не заклал его самым делом, и тем, что уверовал, что сын и по смерти воскреснет и возвратится с ним, ибо не сомневался в истине сказанного ему: яко во Исааце наречется тебе семя (Быт.21:12).

     И увидел Авраам овна у дерева, и взя овна, и вознесе его во всесожжение вместо Исаака сына своего (Быт.22:13). Что овна не было прежде, о том свидетельствует вопрос Исаака, а что не было и дерева там, о том свидетельствуют дрова, возложенные на рамена Исааку. Гора дала от себя дерево, а дерево - овна, чтобы овен, повисший на древе, а после закланный вместо сына Авраамова, прообразовал собою день Того, Кто, как овча, пригвожден был к древу и вкусил смерть за весь мир. И воззва... к нему вторицею с небесе... Мною Самем кляхся, глаголет Господь... умножая умножу семя твое... и благословятся о Семени твоем, то есть о Христе, вси языцы земнии (Быт.22:15-18).

Глава 23
     Затем Сарра умерла в Хевроне, и было ей сто двадцать семь лет, и погребена она в пещере, купленной у сынов Хетовых.
Глава 24

     Через три года после смерти Сарры рече Авраам рабу своему старейшему... положи руку твою под стегно мое, и заклену тя... да не поймеши сыну моему... жены от дщерей Хананейских (Быт.24:1-2). Раб клянется заветом обрезания. Ибо на том, что люди осквернили в начале бытия своего прежде и после потопа, Бог положил знамение завета, и что было презренно в человеческом теле, тому сообщил преимущественную честь, положив на том знамение завета, - так что этим клялись дающие клятву и этим заставляли свидетельствоваться требующие клятвы. Раб поклялся господину своему, и взя... от всех благ... и востав иде в Арам (Месопотамию) во град Нахоров (Быт.24:10). И остановился он у кладезя, стал молить Бога и просил себе знамения. И, конечно, обрадован был пришествием к кладезю Ревекки, но старался еще узнать, из какого она семейства. Когда же узнал, что она дочь Вафуила, сына Нахорова, тогда возблагодарил Бога и вошел к ним в дом, и остался там. И как скоро сказано было им, какой клятвой заклял его господин, и как исполнилось на самом деле то, о чем молился он при кладезе, Вафуил и Лаван сказали ему: от Господа прииде дело твое и дело господина твоего... се, Ревекка пред тобою: поемь ю, иди (Быт.24:50-51). Призвали и девицу, чтобы узнать ее согласие. И поскольку она слышала о клятве, какой заклял раба Авраам, о молитве раба при кладезе и о знамении, какого просил он и какое дано ему, то убоялась сказать, что не пойдет, - ибо она знала, что есть Божия на то воля, чтобы идти ей. И пошла Ревекка, и стала женой Исаака; и от радости о Ревекке, пришедшей к нему через три года по смерти матери его, утешися Исаак... о матери своей (Быт.24:67), по которой сетовал три года.

Глава 25

     Поскольку не было еще дано закона о девстве и целомудрии, чтобы вожделение не полагало какого-либо пятна на душу праведника, и поскольку Аврааму сказано было, что произойдут от него цари и народы, о чем засвидетельствовал и Бог, что Он знает, как Авраам сынам своим и сынам сынов своих заповедует хранить Его заповеди, - то по смерти Сарры Авраам взял наложницу с той целью, чтобы многочисленные сыны его, рассеявшись по многим странам всей земли, благочестием своим распространяли ведение и чествование единого Бога. И, действительно, у Авраама были дети и от Хеттуры; дав им дары, он отпустил их на восток и умер в возрасте ста семидесяти пяти лет, и погребен с женой своей Саррой.

     И благослови Бог Исаака (Быт.25:11). И моляшеся... Господеви о Ревекце... яко неплоды бяше. И после двадцати лет послуша же его Бог, и зачат во утробе Ревекка (Быт.25:21). Играста же младенца в ней... и иде вопрошати Господа. И рече ей Господь: два языка в утробе твоей суть (Быт.25:22-23), то есть народ Идумейский и народ Еврейский. Кого же ходила вопрошать она, о том сказано нами выше, ибо, говоря о Мелхиседеке, сказали уже мы, что его ходила вопрошать Ревекка. Но она скоро возвратилась в дом, потому что приближались уже болезни рождения, и родила Ревекка Исава и Иакова.

     И увидел Иаков, что Исав пренебрегает своим первородством, и начал ухищряться, чтобы присвоить его себе, уповая на Бога, Который сказал: болший поработает меншему (Быт.25:23). И вот однажды Иаков варил чечевицу, Исав же приходит с ловли утомленный и говорит Иакову: "Дай мне вкусить сего из красных краснаго", то есть дай сколько-нибудь вкусить чечевицы. И рече ему Иаков... отдаждь ми... первенство свое (Быт.25:31), и возьми себе все. Поклялся Исав и продал первенство свое, а Иаков отдал ему варение, и тот ел. И Писание, показывая, что Исав продал свое первородство не по причине голода, присовокупляет, что после того, как поел, востав отыде: и нивочтоже вмени себе... первенство (Быт.25:34). Итак, не от голода продал он первородство свое, но из пренебрежения; продал, как ничего не стоящее, отдал за ничто.

Глава 26

     Бысть же глад на земли... и отыде... Исаак ко Авимелеху царю Филистимску в Герару (Быт.26:1). Сея же Исаак... и приобрети в то лето стократный плод ячменя: благослови же его Господь. И возвысися человек, и преуспевая болший бываше, дондеже велик бысть зело (Быт.26:12-13). Тогда Авимелех убоялся, что возобладает им пришлец. И с воеводой своим Фихолом приходит к Исааку и говорит ему: "Видевше узрехом, яко бе Господь с тобою, как был и с отцом твоим Авраамом; уразумели мы это и из того, что пожал ты стократный плод, и из многого другого; и рехом: завещаем с тобою завет, да не сотвориши с нами зла, когда пришел ты в силу, якоже не возгнушахомся тобою мы, когда был ты маломощен". И... клятся кийждо ближнему своему... и отыдоша в мире (Быт.26:28-29,31).

Глава 27

     Исаак состарился, и притупишася очи его... и рече Исаву: улови ми лов: и сотвори ми снеди... да ям, яко да благословит тя душа моя, прежде даже не умру (Быт.27:1,3-4). Исав пошел на лов. Услышав сие, Ревекка советует Иакову идти к отцу, чтобы Исав не получил первородства вопреки сказанному Богом: болший поработает меньшему. Но он не слушал ее, ибо боялся вместо благословения получить проклятия. Когда же Ревекка сказала: на мне клятва твоя, тогда Иаков сделал, что приказывала Ревекка. Взял приготовленную снедь, принес к отцу и сказал ему: отче (Быт.27:18). Спросил же его отец: кто еси ты, чадо? И рече... отцу: аз Исав... сотворих, якоже рекл ми еси (Быт.27:18-19). Исаак усомнился, слыша голос Иакова. И поскольку боялся, чтобы благословение и первородство не перешли от Исава к другому, сказал: приближися ко мне, и осяжу тя (Быт.27:21). Когда же обманчивое осязание рук признало ложный голос истинным, тогда Иаков приял благословение и удалился. Потом пришел Исав, приготовший снедь, и пригласил отца вкусить. Исаак, увидев, что под именем Исава другой овладел сокровищем его благословений, ужасеся и сказал: кто убо уловивый мне лов и принесый ми... и благослових его, и благословен будет? (Быт.27:33). Итак, Исаак не мог возвратить назад своих благословений. Во-первых, знал, что исполнилась тем воля Самого Господа, по сказанному Ревекке. А во-вторых, сам он, благословляя Иакова, сказал: проклинаяй тя проклят (Быт.27:29), - и потому боялся, чтобы, если проклянет Иакова, проклятие уст его, изреченное тому, кого прежде благословил он, не обратилось бы на него самого. Исав же возопи гласом велиим (Быт.27:38), но не о том, что утратил духовные благословения, а о том что лишился добрых плодов земли благословенной; не о том, что не мог уже быть оправдан, а о том, что не мог обладать своими братьями; не о том, что не наследует жизни бессмертной, но о том, что не его уделом стала земля Ханаанская. И возненавидел Исав Иакова так, что умышлял убить его. Тогда Ревекка уговорила Иакова идти в дом Лавана, чтобы братья во вражде не убили друг друга и чтобы самой ей не лишиться вдруг обоих сыновей. Она сказала об этом Исааку, и он благословил Иакова и послал его в Харран взять себе там жену.

Глава 28

     Иаков шел целый день и ночевал в пути. И когда наступил вечер, вместо возглавия, какое употреблял в куще матери своей, положи в возглавие себе камень и спа... И сон виде: и се, лествица утверждена на земли, еяже глава досязаше до небесе, и Ангели Божии восхождаху и низхождаху по ней: Господь же утверждашеся на ней (Быт.28: 11-13). В образе лествицы показано было Иакову восхождение и нисхождение Ангелов над ним, когда он спал, и давалось уразуметь, что охраняется он не только во время бодрствования, но и когда спит, ибо тогда Ангелам повелено восходить и нисходить над ним для его охранения.

     Так, в видении лествицы Бог ясно показал Иакову тайное свое о нем промышление. Когда спал он, представлялось ему, что спит в далекой от Бога стране. Но когда пробудился и увидел, какое попечение прилагается о нем в пустыне, тогда сказал: "Как в дому Божием спал я, и как пред вратами небесными покоился". А чтобы показать Иакову, что Ангелы нисходили и восходили для его охранения, Бог говорит ему: И се, Аз есмь с тобою, сохраняяй тя... аможе аще пойдеши, и возвращу тя в землю сию: яко не имам тебе оставити, дондеже сотворити Ми вся, елика глаголах тебе (Быт.28:15).

     И рече Иаков: "Подлинно есть Господь на месте сем, и Он охраняет меня; аз же не ведех" (Быт.28:16). Елей же, который возлия Иаков верху столпа, был взят в соседнем селении или принесен им с собой. И елей, излиянный Иаковом на камень, изображал тайну сокрытого в нем грядущего Христа. И прозва Иаков имя месту тому Вефиль, то есть дом Божий, как и ранее называл он. И положи... обет над камнем, глаголя: аще будет Господь Бог со мною... и даст ми хлеб... и ризы... и камень сей... будет ми дом Божий, и от всех, яже ми даси, десятину одесятствую та Тебе (Быт.28:18-20,22). В камне же изображалась тайна Церкви, которой воздаются обеты и приношения всех народов, вошедших в нее.

Глава 29

     Иаков продолжает путь, подходит к кладезю (колодцу) и видит Рахиль. Она пришла со стадом, босая, в убогой одежде, и лицо ее опалено было солнцем. Иаков уразумел, что Пославший прекрасную Ревекку к источнику и убогую Рахиль посылает к колодцу, и демонстрирует ей свою силу: отваливает закрывавший колодец камень, который едва могли сдвинуть многие сильные. Уневестив же Рахиль Богу сим чудным делом, и сам обручается с ней лобзанием.

     Иаков работал за нее семь лет, но, когда исполнился срок, Лаван обманул его и вместо Рахили выдал за него Лию. Лаван же прибегнул к такой хитрости не только потому, что Лия была безобразна и за семь лет, пока Рахиль была невестой, не нашлось ей жениха, но и потому, что видел Божие благословение на имуществе своем во время Иаковлева пастырства. Потому замыслил сделать его пастырем на другие семь лет, чтобы и в другие семь лет умножилось достояние его, приобретенное им в первые семь лет, когда Иаков работал за отданную ему Лию. Посему Лаван извиняется пред Иаковом обычаем своего отечества и говорит: несть тако в нашем месте вдати меншую прежде старейшия (Быт.29:26). А потом открывает, что действительно это было совершено им умышленно, и говорит: "Скончай дни брака с Лией и дам ти Рахиль за дело, еже делавши у мене еще седмь лет другия" (Быт.29:27). Лаван собрал жителей той страны, и они поручились Иакову за Лавана. Иаков рассуждал так: если Лия останется в доме у язычника Лавана, то семя праведника может уклониться там в язычество. Он также боялся солгать жене своей Рахили, потому что невеста есть уже и жена. Потому Иаков берет одну, чтобы не изменить данному ей слову, а другую, чтобы не соделалось чрез нее грешным семя его. Но если бы Лаван не отнял у Иакова Рахили, а велел бы ему работать у него семь лет за Лию, то не согласился бы он работать за нее и семи дней. Но не потому что Лия была безобразна, а потому что противным ему казалось быть мужем двух жен.