БИБЛЕЙСКАЯ ИСТОРИЯ ВЕТХОГО ЗАВЕТА. проф. Лопухин А.П. ПЕРИОД ЧЕТВЕРТЫЙ (От смерти Иосифа до смерти Моисея)

XIV. Израильтяне в Египте

В то время, когда мадиамляне продавали Иосифа на невольническом рынке, Египет стоял уже на высокой сте­пени процветания и могущества. Во главе его сменилось до пятнадцати царственных родов или династий, последо­вательно управлявших его судьбами. Теперь царствовала династия так называемых царей-пастухов или гиксов. Она принадлежала чужеземной народности, насильственно вторгшейся в Египет и захватившей престол фараонов. Точно неизвестно, откуда явились завоеватели и к какому племени они принадлежали; но можно думать, что это были кочевники, обитавшие в сирийских степях и аравий­ских пустынях и постоянно тревожившие Египет своими набегами и нападениями. Египет должен был тщательно оберегать свою северо-восточную границу от нападения кочевых народностей, и с этою целию там построено бы­ло несколько укреплений и сплошная стена наподобие ки­тайской. Но кочевые племена все-таки проникали и за стену и с позволения египетского правительства селились в северо-восточном углу страны. Пока была крепка госу­дарственная власть, она успешно отражала внешние напа­дения и держала в подчинении поселившихся в Дельте инородцев; но представители последних пред тем динас­тий, благодаря своей слабости, выпустили власть из своих рук, страна поделилась на несколько независимых уделов, правители которых обессиливали государство своим со­перничеством. Этим воспользовались гиксы, сделали напа­дение на Египет и при помощи инородцев покорили стра­ну и завладели престолом. Первое время владычества гик­сов ознаменовалось всевозможными проявлениями дикого варварства, грабежами и убийствами; но мало-помалу просвещение покоренной страны оказало свое цивилизу­ющее влияние на завоевателей, они подчинились ему и двор новой династии вполне принял обычный египетский вид со всей пышностью и роскошью фараонов. Гиксы имели свою религию, но они терпели и религию египтян, и даже официально покровительствовали ей. Сутех, наци­ональный бог завоевателей, отождествлялся с египетским богом Сет, и ему, как и другим египетским божествам, строились храмы. Сфинксы, относящиеся к этому време­ни, имеют совершенно своеобразный тип лица, отличный как от египетского, так и от еврейского, и, очевидно, представляют тип этой чужеземной народности. При од­ном из представителей этой династии, по-видимому, и правил Иосиф Египтом. Только при фараоне пастушеской династии мыслимо было, чтобы ничтожный раб, вышед­ший из презираемых природными египтянами пастухов, мог быть назначен на пост верховного правителя страны. Имя этому фараону Апопи или, по греческому произно­шению, Апофис. При нем Египет совершенно оправился после смут и опять наслаждался полным внутренним бла­госостоянием. Но вместе с тем, в природных египетских князьях, находившихся в подчинении фараону, стало заме­чаться политическое движение, направленное к освобож­дению страны от чужеземцев. Предчувствуя опасность, па­стушеская династия, естественно, заботилась о том, чтобы упрочить свое положение, и покровительствовала инород­цам, раздавая им для поселения лучшие участки земли с тою целию, чтобы найти в них верных союзников в слу­чае нужды. Такой политикой можно объяснить и то, что фараон Апофис отдал вновь прибывшим поселенцам один из богатейших округов страны. Пастушеская династия при Иосифе достигла высшей степени процветания и си­лы. Но вскоре затем, именно к концу царствования Апофиса, в Фивах, древнейшей столице страны, началось дви­жение туземных князей к независимости, а при следую­щем фараоне оно перешло в открытое восстание, поставившее своею целию низвержение чужеземной дина­стии и народности. Началась упорная и продолжительная борьба. Гиксы шаг за шагом отстаивали свою позицию, но под давлением силы должны были все дальше и дальше от­ступать к северо-востоку, пока совсем не изгнаны были из Египта.
Воцарилась новая, восемнадцатая династия, родона­чальником которой был Аамес или Амозис I. Она избрала своей резиденцией Фивы, как центр политической незави­симости страны, и дала Египту ряд великих фараонов, при которых он достиг вершины своего внешнего могущества и внутреннего процветания. Время царствования этой ди­настии особенно ознаменовалось развитием военного мо­гущества. Воинский дух, ободренный успехом в борьбе за независимость, не остановился на одном этом успехе и ис­кал удовлетворения в завоеваниях. Долго угнетаемые чу­жеземцами, теперь египтяне как бы старались отомстить всем чужеземцам своими угнетениями и завоеваниями. Значительные массы гиксов, предпочитавшие рабство на берегах Нила изгнанию в пустыню, подвергнуты были все­возможным угнетениям и должны были в качестве рабов исполнять тяжелые земляные и строительные работы, воз­лагавшиеся на них новым правительством. Не довольству­ясь этою местию внутри страны, фараоны старались загла­дить позор чужеземного владычества блеском завоеваний в окрестных странах. Египетские полки отважно стали про­никать за северо-восточную границу и проложили торную дорогу вглубь Азии. В течение нескольких царствований страна гремела боевой славой. Военные добычи обогащали страну, но эти богатства, естественно, сосредоточивались вруках правительства и высших классов, где они развивали крайнюю роскошь. Для народных масс все эти блестящие походы были тяжким бедствием, так как усиливали воен­ную и другие государственные повинности, всецело лежав­шие на низших классах народа.
Положение простого народа всегда было тяжелым в Египте. Еще задолго до поселения сынов Израиля в Егип­те берега Нила оглашались стонами угнетенного народа и не раз происходили кровавые восстания против угнетате­лей. В недавнее время открыто много поломанных и обе­зображенных статуи фараона Хеопса, что, очевидно, было следствием одного из подобных восстаний угнетенного народа против этого великого строителя пирамид. Но, ко­нечно, восстания влекли за собой еще большее угнетение. Народ партиями отводили в рудники, заставляли рыть но­вые каналы, строить новые пирамиды. При таком подав­ленном положении народ не мог находить утешения и в религии, потому что лучшие истины последней тщатель­но скрывались жрецами как их исключительное достоя­ние, и потому он искал удовлетворения в безнравственно­сти. При всей своей выносливости в труде и опрятности в жизни, египтяне были крайне невоздержны в низких страстях. Воспитываясь под безнравственным влиянием египетского религиозного культа, состоявшего в обоготво­рении чувственности, народ сам предавался безнравствен­ной жизни. Всякие противоестественные пороки были в нем обычным явлением. Большие годичные религиозные праздники ознаменовывались обыкновенно самым диким разгулом чувственности, которым особенно отличались безнравственные празднества в Бубасте и Дендере, и они были так популярны, что на них собирались сотни тысяч народа.
Среди таких политических и общественных условий жили израильтяне в Египте. Но они занимали исключи­тельное положение в стране. Как племя родственное вы­сокому придворному сановнику и находившееся под по­кровительством пастушеской династии, дававшей в поли­тических видах особенные привилегии пастушеским народностям, населявшим северо-восточную окраину страны, они пользовались лучшим общественным положе­нием, чем масса туземного египетского населения. На привольных и плодородных полях Гесема они быстро рос­ли в численности и богатели. Семейство Иакова разрос­лось в целое племя, которое по числу своих родоначаль­ников разделялось на двенадцать или тринадцать колен, которые сохраняли сознание своего кровного единства. Первенство между ними по праву должно бы принадле­жать колену Рувима, но Иаков в своем предсмертном благословении лишил его права первородства, потому что он «взошел на ложе отца и осквернил постель его». Гла­венство между ними, как и естественно, занимали в Егип­те колена, имевшие своими родоначальниками сыновей Иосифа — Ефрема и Манассию, но между ними особен­но возвысилось колено Левиино, которое, более других сохраняя предания отцов, достигло нравственного главен­ства среди своего народа и впоследствии заняло положение священнического класса в своем народе. Пользуясь значительною самостоятельностью, израильтяне вырабо­тали свою форму самоуправления сообразно особеннос­тям своего родового быта. Каждое колено имело во главе особого представителя или князя и разделялось на не­сколько меньших групп, из которых каждая имела свое­го особого старейшину. Жизнь в чужой стране развивала в них чувство единения между собой, и оно находило для себя выражение в собраниях представителей народа. При всяком важном событии, касавшемся их жизни, предста­вители или главы колен и меньших групп собирались на совещание и обсуждали свое положение при данных об­стоятельствах.
Такою же независимостью пользовались израильтяне и в религиозном отношении. Нужно иметь в виду, что со времени смерти патриарха Иакова, как последнего вели­кого представителя патриархальной эпохи, на целые сто­летия прекратились всякие непосредственные общения с Богом: не было ни откровений, ни видений, ни проро­честв, — т.е. всех тех способов, посредством которых раньше сообщалась избранному роду воля Божия. При та­ких обстоятельствах для сынов Израиля оставался единст­венный источник богопознания — предание отцов, кото­рого они несомненно и держались. Главными проявлени­ями этой патриархальной религии были обрезание, жертвоприношения и соблюдение субботы, и есть следы, указывающие, что израильтяне твердо сохраняли их. О со­блюдении обряда обрезания израильтянами в Египте у нас имеются прямые свидетельства (Исх. 4:24—26; И. Нав. 5:5). Что касается жертвоприношений, то на соблюдение их указывает самая просьба Моисея об отпущении народа в пустыню «для принесения жертвы Господу Богу», хотя вместе с этим есть свидетельство, что в этом отношении впоследствии встречались серьезные препятствия со сторо­ны идолопоклоннических египтян (Исх. 8:25—28). Нако­нец, многие следы указывают на соблюдение субботы или дня покоя, так что постановление о сборе напр. манны в пустыне по пятницам в двойном размере, чтобы ее доста­вало и на субботу, а также и самая форма законоположе­ния о субботе в четвертой заповеди («помни день суббот­ний» ) сами собой предполагают, что суббота, как установ­ление, уже существовала и соблюдалась народом. Затем, в синайском законодательстве многие законоположения яс­но указывают на существование в израильском народе многих из тех религиозно-нравственных обычаев и учреж­дений, которые в этом законодательстве лишь подтверж­дались и уяснялись. Таким образом, мы с достаточностью видим, что во время пребывания в чужой земле израиль­тяне сохраняли основные истины и установления религии отцов. Но есть еще и другие указания, дающие возмож­ность определить степень жизненности в них веры и не только в народе вообще, но и в отдельных коленах и да­же личностях. Это именно те имена, которые давались ро­дителями своим детям во время долгого пребывания в рабстве египетском. Известно, какое важное значение во­обще придавалось именам в патриархальную эпоху. Каждое более или менее важное в духовном, религиозно-нрав­ственном или семейном отношении событие непременно отражалось на имени, дававшемся известному лицу или месту. — Иногда сообразно с положением того или дру­гого лица в домостроительстве Божием сам Бог переменял людям имена (как это известно из истории Авраама, Сар­ры и Иакова), а большею частью назначение имени, осо­бенно детям, служило прямым выражением той или дру­гой духовной настроенности родителей, которые и выра­жали в даваемых своим детям именах или признание высшего благоволения и соприсутствия Божия, или просто свои чувства, надежды и испытания (как это заметно напр. в именах сыновей Иосифа, Моисея и др.). Ввиду этого, то замечательное обстоятельство, что среди предста­вителей колен постоянно встречаются такие имена, как Елиав (Бог мой отец), Елицур (Бог моя крепость), Елиасаф (Бог мой собиратель) и другие того же рода, ясно по­казывает, как глубоко отеческие предания коренились в сердце сынов Израиля, и как жива у них была память о Боге их отцов и особом Его промышлении об избранном роде. При этом особенно замечательно, что подобные имена чаще всего встречаются в колене Левиином. Тако­вы имена: Елиасаф — Бог мой собиратель, Елицафан — Бог мой охранитель, Цуриил — Бог моя скала, Елиазар — Бог мой помощник, Амрам — родственный Всевышнему, Иохаведа — Господь ее слава и т.д. Одно это обстоятель­ство с достаточностью показывает, что колено Левиино от­личалось особенной преданностью отеческим преданиям и особенно твердо сохраняло веру отцов, и тем заслужило того, что оно именно сделалось орудием промысла в осво­бождении и возрождении народа.
Таким образом, как по месту поселения в удаленном округе, так и по характеру всей своей общественной и ре­лигиозной жизни израильтяне жили особняком от осталь­ного египетского населения. Тем не менее, время по не­обходимости сближало их с туземцами, и следы этого сближения отразились на многих сторонах их жизни. Вы­сокая цивилизация Египта понемногу покоряла себе коче­вых пришельцев, и они постепенно освоились с оседлою жизнью и принимались за земледелие и ремесла. Вместе с тем, в их среду проникли египетские науки и искусства, следы которых явственно выступают во всей дальнейшей их исторической жизни. В Египте они заимствовали по­знания по геометрии и медицине, а также научились ис­кусству выделывать различные галантерейные вещи из зо­лота, серебра, дерева и камня, приготовлять дорогие и разноцветные ткани, вырезывать и гранить драгоценные камни. Но особенно важным для них приобретением бы­ло искусство письма, о знании которого не упоминается в патриархальную эпоху, между тем как Моисей по исходе из Египта уже писал для народа законы, которые народ обязывался читать. В самый язык вошло много египетских слов. Еврейские меры называются египетскими именами. Нил по египетскому обычаю в библейском тексте просто называется йеор — рекой; месяц адар близко напоминает египетское название также месяца атайр; адон — название ковчега завета и теба — название корзинки, в кото­рой спасен был Моисей, — чисто египетские, и многие другие Слова и обычаи обнаруживают египетское влияние на израильтян. К сожалению, египетское влияние на изра­ильтян не ограничилось внешней жизнью, а с течением времени отразилось, отчасти, и на внутренней религиозно-нравственной жизни. Так, из некоторых последующих по­становлений и фактов можно с несомненностью выводить, что израильтяне, отчасти, поддались и безнравственным обычаям, отличавшим простой народ в Египте, и даже ус­воили некоторые формы идолослужения. Конечно, осо­бенное влияние на них могла иметь не пышная религиоз­ная обрядность, которою отличалась религиозная жизнь высших классов Египта, но те простые, часто грубые обря­ды народной египетской религии, свидетелями которых израильтянам часто приходилось бывать. В качестве при­мера можно указать на боготворение золотого тельца в пу­стыне, а также и прямое, состоявшееся после жертвопри­ношений в скинии, запрещение приносить жертвы идо­лам» (Лев. 17:7), — запрещение, подтвержденное впоследствии Иисусом Навином, который прямо говорил: «отвергните богов, которым служили отцы ваши за рекою и в Египте, и служите Господу» (И. Нав. 24:14). Таким образом, пребывание в чужой земле, поведшее впоследст­вии к рабству политическому, грозило повергнуть израильтян и в рабство духовное.
Сколько времени израильтяне после смерти Иосифа наслаждались миром и благоденствием — определить весьма трудно. Но можно с вероятностью думать, что по­ложение их изменилось к худшему со вступлением на престол новой природной египетской династии. «Восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа», а вмес­те с тем не мог признавать и права его потомков на те особенные привилегии, которыми они пользовались при прежней династии. Имя Иосифа, как сановника низверженной династии, могло быть ему неизвестно (или он мог просто не признавать его заслуг). Вместе с тем по­нятно, с какими чувствами царь в его положении мог от­носиться к израильтянам. Они были привилегированны­ми подданными, пользовались особою благосклонностью низверженной династии, при которой они владели одним из важнейших округов Египта, господствующим над под­ступом к самому сердцу страны. Ненависть и вражду к низложенной династии он, естественно, перенес и на лю­бимое ею племя. Но на развитие особенной враждебнос­ти к израильтянам могли влиять и другие, чисто полити­ческие обстоятельства. Борьба египетских князей с пасту­шеской династией и народностью происходила по преимуществу в округе Гесем, где гиксы, окопавшись в укрепленных лагерях, долго отражали напор египтян. В этой борьбе невольно должны были принимать какое-ни­будь участие и израильтяне, и нет ничего невероятного в том, что они поддерживали сторону гиксов, как народно­сти, родственной им по племенным особенностям, и как династии, которой они так много были обязаны. От при­родных египтян они ничего не могли ожидать себе, так как для них всякий пастух был «мерзостью», и все пасту­шеские племена находились у них в презрении. Этот со­юз их с гиксами сделал их политическими врагами егип­тян, и когда гиксы были окончательно изгнаны из стра­ны, то израильтяне должны были рабством заплатить за свое изменничество природным фараонам. Опасение фа­раона, что израильтяне, как многочисленное и сильное племя, в случае войны могут соединиться с неприятелем и вооружиться против египтян, имело действительные ос­нования и подтверждалось прошлой историей Египта. Гиксы завоевали Египет именно при помощи пастушес­ких племен, которые, подобно израильтянам, с позволе­ния фараонов селились в северо-восточных округах стра­ны и «во время войны соединились с неприятелями». И вот, в чисто государственных интересах начинается по от­ношению к ним политика давления и угнетения.
Прежде всего, конечно, новое правительство лишило израильтян тех преимуществ и вольностей, какими они пользовались при прежней династии; но затем оно пере­шло и к положительному их угнетению, стало «изнурять их тяжкими работами». В данном случае не нужно было и выдумывать искусственно этих работ: они являлись как естественная потребность в самом месте обитания изра­ильтян. По изгнании гиксов из Египта, требовалось на бу­дущее время обеспечить страну от вторжения полудиких чужеземцев, и потому правительство нашло нужным по­строить несколько новых укреплений в этой окраине, и на эти тяжелые земляные работы употреблен был даровой труд израильтян. Труд был, очевидно, каторжный, и биб­лейский историк с горечью повествует об этих работах. «Египтяне с жестокостью, говорит он, принуждали сынов израилевых к работам и делали жизнь их горькою от тя­желой работы над глиною и кирпичами, и от всякой ра­боты полевой, от всякой работы, к которой принуждали их с жестокостью». Так они «построили фараону Пифом и Раамсес, города для запасов», т.е. пограничные крепос­ти с кладовыми для военных припасов.
С каждым новым царствованием возрастали тягости для народа, и не только израильского, но и египетского. Фараоны как бы старались превзойти друг друга своею военною славою и грандиозными постройками и дворцами, которыми украшали свои резиденции, и чем знаменитее был фараон, чем блистательнее его царствование, тем больше стонал народ под гнетом непосильных работ и по­винностей. Партиями отводили изнуренных рабочих в ка­меноломни, заставляли высекать огромные глыбы гранита и с невероятными усилиями тащить их к месту построек; заставляли рыть и проводить новые каналы, делать кирпи­чи и месить глину и известь для воздвигаемых построек; поднимать воду из Нила в каналы для орошения полей, — как это можно видеть еще и теперь на берегах Нила, где обнаженные рабочие подобно машинам работают целый день под палящим солнцем, поднимая воду из реки для проведения ее по полям. Одним словом, «ко всякой рабо­те принуждали их с жестокостью», под палочными удара­ми неизбежных надзирателей. Несмотря, однако же, на все угнетения со стороны правительства, молодой народ быстро увеличивался в сво­ей численности и силе, и под впечатлением, быть может, постоянных военных шествий египетских войск чрез зем­лю Гесем, в нем развилась страсть к воинственности, ко­торую отряды отважных охотников и удовлетворяли набе­гами на соседние страны Так, партия из колена Ефремо­ва делала набеги на филистимские земли и утоняла скот. Понятно, такие наклонности не могли не внушать опасе­ний правительству, что этот воинственный народ, ожесто­чаемый угнетениями, может причинить большие полити­чески затруднения в случае войны, или силой может вый­ти из страны и лишить ее даровой рабочей силы. Видя, что работа, самая каторжная работа, бессильна подорвать рост молодого народа, жестокое правительство фараона реши­лось прибегнуть к крайней мере, к какой только способен восточный деспотизм. Сначала издано было тайное пове­ление повивальным бабкам убивать новорожденных мла­денцев мужского пола; но когда это повеление встретило молчаливый протест в нравственном чувстве и совести представительниц акушерства в древнем Египте и остава­лось без исполнения, то разъяренный фараон повторил это повеление для всего народа и особенно для царских слуг и сыщиков. И вот, к народным стонам под тяжестью работ присоединились стоны и вопли матерей, — но среди этих стонов и воплей израильского народа родился его великий избавитель — Моисей.